К факторам, которые влияют на критический объём продаж, относятся:
· цена единицы продукции;
· переменные затраты на единицу продукции;
· постоянные затраты на единицу продукции;
· постоянные затраты.
Взаимосвязь перечисленных факторов и обобщающего показателя можно выразить следующей уже известной формулой:
Ккр = 3пост/(цi - Зперi) (4.1)
Если рассматривать последовательно изменение значения только одного из перечисленных факторов, то точка безубыточности будет рассчитываться следующим образом.
При изменении цены реализации продукции критический объём реализации будет равен:
Вкр(ц) = 3пост0/(ц1 - 3пер0), (4.2)
где Вкр(ц) - объём реализации в точке безубыточности при цене (ц1), руб.
Изменение точки безубыточности за счёт отклонений в цене реализации (∆Вкр(ц)) составит:
∆Вкр(ц) = Вкр(ц1) - Вкр(ц0), (4.3)
где Вкр(ц1) и Вкр(ц0) - объёмы реализации в точке безубыточности при ценах ц1 и ц0, руб.
При изменении переменных затрат на единицу продукции точка безубыточности составит:
Вкр(пер) = Зпост0/(ц0 - Зпер1), (4.4)
где Вкр(пер) - объём реализации в точке безубыточности при переменных затратах (пер1), руб.
Изменение точки безубыточности за счёт изменения переменных затрат на единицу продукции (∆Вкр(пер)) равняется:
∆Вкр(пер) = Bкр(пep1) - Вкр(пер0), (4.5)
где Bкр(пep1) и Вкр(пер0) - объёмы реализации в точке безубыточности при уровне переменных затрат до реализации мероприятия (пер0) и после реализации мероприятия (пер1), руб.
При изменении постоянных затрат точка безубыточности будет равняться:
Ккр(пост) = Зпост1/(ц0 - Зпер0), (4.6)
где Вкр(пост) - объём реализации в точке безубыточности при постоянных затратах (Зпост1), руб.
Изменение точки безубыточности за счёт изменения постоянных затрат (∆Вкр(пост)) составляет:
∆Вкр(пост) = Вкр(пост1) - Вкр(пост0) (4.7)
Влияние перечисленных факторов на точку безубыточности можно проанализировать. Очевидно, что наиболее чувствительно точка безубыточности реагирует на изменение продажной цены единицы продукции. При этом указанные показатели находятся в обратной зависимости. Если предприятие работает в режиме, близком к его полной производственной мощности, то его руководство практически не имеет возможности управлять ценой в сторону ее понижения, поскольку объём продаж, который необходим для обеспечения окупаемости затрат, резко увеличивается и может выйти за рамки производственных мощностей предприятия. При низкой загрузке мощностей предприятия снижение цены продажи может рассматриваться как фактор, способный повысить прибыльность работы предприятия за счёт возможного увеличения выпуска и реализации продукции. Высока также чувствительность точки безубыточности к изменению переменных затрат на единицу продукции. Между данным фактором и обобщающим показателем имеется прямая зависимость. Даже незначительный рост переменных затрат отрицательно сказывается на результатах работы предприятия.
Увеличение постоянных затрат приводит к более высокому уровню точки безубыточности и наоборот.
Проведение анализа влияния на точку безубыточности одного изделия всех факторов осуществляется с использованием приема цепных подстановок в определенной последовательности. При этом показатели с индексом 0 обозначают значения базисного периода, а с индексом 1 - текущего (отчетного). Сначала определяется изменение точки безубыточности за счёт изменения уровня постоянных затрат, затем за счёт изменения цен продажи и за счет изменения переменных затрат на единицу изделия.
Ккр(усл1) = Зпост1/(ц0 - Зпер0) (4.8)
Ккр(усл2) = Зпост1/(ц1 - Зпер0) (4.9)
Ккр(услЗ) = Зпост1/(ц1 - Зпер1) = Ккр1 (4.10)
Изменение точки безубыточности составит за счет изменения:
а) суммы постоянных затрат Ккр(усл1) - Ккр0;
б) цены реализации продукции Ккр(усп2) - Ккр(усл1);
в) переменных затрат Kкр(ycл3) - Ккр(усл2).
Для предприятий с многономенклатурным производством анализ влияния факторов на безубыточный объём продаж должен учитывать и структурные сдвиги в ассортименте продукции. Учёт влияния изменений в ассортименте продукции в стоимостном выражении проводится по следующей формуле:
Bкp = Зпост/∑(yi * (цi - Зперi)/цi) = Зпост/∑(уi * (1 - Зперi/цi), (4.11 )
где уi = кi * цi/∑(кi * цi) - удельный вес каждого вида продукции в общей сумме выручки от реализации;
Зпост - постоянные затраты, руб.
Зперi - переменные затраты i-го вида продукции, руб.
цi - цена i-го вида продукции, руб.