. Рассмотрим влияние фактора удельных переменных затрат на точку безубыточности в стоимостном выражении.
по продукции А:
Вусл4 = =
Влияние изменения удельных переменных затрат по продукции А равно:
∆В∆ЗперА = Вусл4 - Вусл3 = 7 812,5 - 7 212 = 600,5 тыс. руб.
- по продукции Б:
Влияние изменения удельных переменных затрат по продукции Б равно:
∆В∆ЗперБ = Вусл5 - Вусл4 = 6 812 - 7 812,5 = -1000,5 тыс. руб.
по продукции В:
Влияние изменения удельных переменных затрат по продукции В равно:
∆В∆ЗперВ = Вусл6 - Вусл5 = 8 865 - 6 812 = 2 053 тыс. руб.
Итого по фактору изменения удельных переменных затрат влияние на точку безубыточности составляет:
,5 + (-1000,5) + 2 053 = 1 653 тыс. руб.
. Рассмотрим влияние фактора изменения цены реализации продукции.
по продукции А:
Следовательно, влияние изменения цены реализации продукции А равно:
∆В∆цА = Вусл7 - Вусл6 = 9 665 - 8 865 = 800 тыс. руб.
по продукции Б:
Следовательно, влияние изменения цены реализации продукции Б равно:
∆В∆цБ = Вусл8 - Вусл7 = 10 504 - 9 665 = 839 тыс. руб.
по продукции В:
Следовательно, влияние изменения цены реализации продукции В равно:
∆В∆цВ = Вусл9 - Вусл8 = 7 607 - 10 504 = -2 897 тыс. руб.
Итого по фактору изменения цены реализации влияние на точку безубыточности равно:
+ 839 + (-2 897) = -1 258 тыс. руб.
. Определим влияние изменения постоянных затрат на изменение точки безубыточности:
∆В∆Зпост = Вкр1 - Вусл9 = 8621 - 7 607 = 1 014 тыс.руб.
Проведем проверку вычислений:
∆Вкр = Вкр1 - Вкр0 = ∆В∆уА + ∆В∆уБ + ∆В∆уВ + ∆В∆ЗперА + ∆В∆ЗперБ + ∆В∆ЗперВ + ∆В∆цА + ∆В∆цБ + ∆В∆цВ + ∆В∆Зпост = (-492)+1 155+(-1 727) +600,5+(-1000,5)+2053+800+839+(-2897)+1014= 345 тыс. руб.
В целом по предприятию изменения точки безубыточности составили:
· снижение за счёт изменений в объёме и структуре продукции - на 1 064 тыс. руб.;
· рост за счёт изменения удельных переменных затрат - на 1 653 тыс. руб.;
· снижение за счёт изменения цен реализации - на 1 258 тыс. руб.;
· рост за счёт увеличения постоянных расходов - на 1 014 тыс. руб.
Общее изменение составило: + 345 тыс. руб. (-1064) + 1 653+
+ (-1 258) + 1 014 = 345 тыс. руб.
На анализируемом предприятии основной причиной, вызвавшей отклонение фактической выручки от реализации от плановой величины, стало увеличение постоянных расходов. За счёт этого фактора точка безубыточности возросла на 1 014 тыс. руб.
Задание 5. Обоснование управленческих решений на основе маржинального анализа
Для предприятий, стремящихся к повышению эффективности хозяйственной деятельности, необходимо разработать действенную стратегию и соответствующие ей инструменты обоснования управленческих решений по оптимальному сочетанию прибыли, себестоимости и объема производства выпускаемой продукции (выполнения работ или оказания услуг). Главной целью коммерческого предприятия, работающего в рыночных условиях, является получение максимально возможной величины прибыли. Однако добиться этого возможно на основе разумного сочетания объема продаж и цены реализации выпускаемой продукции (работы, услуги).
Экономической наукой разработаны в рамках маркетингового анализа достаточно надежные требования к обоснованию управленческих решений, направленных на достижение максимально возможной величины прибыли. Главным условием применения этих подходов является предварительное деление затрат на постоянные и переменные. Чтобы обосновать управленческое решение по реализации конкретных мероприятий, необходимо придерживаться этих требований, что означает:
учесть ограничения, обусловленные производственной мощностью предприятия, обеспеченностью оборотными средствами, трудовыми ресурсами, а также учесть потребности рынка в каждом товаре, с учетом этих ограничений производить корректировку планов, заключать договоры с поставщиками материальных, технических и энергетических ресурсов, а также формировать портфель заказов на выпускаемую продукцию;