Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей [28, c.13].
Стратегия предприятия включает формулировку целей, концепций, правил, установок, процедур и моделей достижения целей. Каждой фирме важно уметь правильно поставить перед собой цели и задачи. Именно они в дальнейшем будут определять ее ценности, направления деятельности, возможности и критерии, используемые для оценки эффективности работы и поощрения сотрудников.
Менеджеры должны разработать целый комплекс взаимосвязанных друг с другом целей и задач компании, а не просто несколько показателей деятельности фирмы и ее роста.
Основная задача руководителя - постановка целей, от которых зависит жизнеспособность фирмы: ее клиентов, акционеров, менеджеров, сотрудников и общества в целом. Стремление фирмы к "совершенству", оцененное по каким-то отдельным показателям (например, только по прибыли или устойчивости роста) приводит к серьезным проблемам в других областях. Стратегия фирмы должна быть комплексной, то есть состоящей из комплекса целей, и приводящей к оптимальным показателям по всем направлениям работы.
Высокая результативность работы, определенная по одному - двум показателям, отнюдь не является гарантом успешного развития деятельности компании. Основная причина этого состоит в том, что экономические показатели ориентированы на одну из заинтересованных групп (акционеры, менеджеры, сотрудники и так далее).
финансовая стратегия показатель модель
Рентабельность (прибыльность) бизнеса принято считать важнейшим показателем успешной работы фирмы, этот показатель часто используется для начисления премий менеджерам. Многие фирмы используют этот показатель как основной критерий результативности работы компании.
Однако, слабые стороны этого показателя не представляют ни для кого секрета.
Во-первых, манипулирование показателем прибыли с целью сокрытия фактических результатов не составляет труда для менеджеров. Используя различные методы учета амортизации, формирования себестоимости продукции, оценки стоимости имущества и т.п. реальная прибыль превращается в "бумажные" убытки и наоборот. Нередки случаи, когда компании в России годами не вылезающие из "бумажных" убытков (с целью сокрытия налогооблагаемой прибыли), вдруг становятся прибыльнейшими и преуспевающими компаниями (с целью получения кредита в банке или финансирования из целевых государственных средств, например, фонда занятости).
Немаловажны также различия в национальных законодательствах по бухгалтерскому учету, когда прибыль компании одной страны пересчитывается по правилам учета другой страны, нередки случаи превращения прибыли в убытки. Нередки случаи, когда необдуманное, несистемное стремление менеджмента фирмы к росту прибыли и рентабельности компании приводят к ухудшению конкурентного положения компании на рынке, а также к дефициту денежных средств.
Показатели прибыли и рентабельности отражают результативность и эффективность деятельности предприятия за прошедший период времени, а не его возможности и стратегический потенциал в будущем.
Недальновидные собственники и менеджеры компаний жертвуют долгосрочной конкурентоспособностью фирмы на рынке в угоду текущей прибыли. Многие программы, направленные только на повышение прибыли, являются не чем иным, как "выжиманием соков" из имеющихся ресурсов, в том числе и из работников.