Впервые нормативное определение «Перспективный финансовый план» появилось в Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 174). Установлено, что перспективный финансовый план формируется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года (первый год - это год, на который составляется бюджет) и формируется по укрупненным показателям бюджетной классификации. Исходной базой для его формирования является бюджет на текущий год, поэтому перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед. Перспективный финансовый план разрабатывается в целях:
· информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;
· комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
· выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
· отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
Информация, содержащаяся в перспективном финансовом плане, представляет интерес для целого ряда пользователей. Его многогранность дает возможность каждому пользователю получить ту информацию, которая связана с его профессиональными, общественными и политическими ориентирами. Законодательные (представительные) органы власти получают сведения о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы территории; о последствиях реализации принятых законов.
Исполнительные органы власти используют информацию перспективного финансового плана для комплексного прогнозирования финансовых последствий внедряемых реформ и программ; выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики; отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
В составе исполнительной власти финансовые органы используются данные перспективного финансового плана при формировании бюджета на очередной финансовый год; планово-экономические органы - при разработке стратегических направлений территориального развития. Инвесторы смогут оценить экономический потенциал данной территории; ее инвестиционный климат; возможность и направления инвестиций. Общественность получает широкий круг данных, определяющих прозрачность бюджетных показателей. Интересный и во многом полезный для других регионов опыт применения перспективного финансового плана имеется в Санкт-Петербурге. В 1997-1998 годах в Санкт-Петербурге самостоятельно была проведена реформа бюджетного процесса, одним из направлений которой, стало введение в практику бюджетного планирования финансового плана - прогноза.