Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет РФ продолжает оставаться резко дефицитным. При рассмотрении вопроса сбалансированности бюджета не следует приковывать все внимание к тому, каков размер дефицита бюджета. Это является важным, но не определяющим. Главное здесь в том, какую роль в экономике играет госбюджет: конструктивную, созидательную или пассивную, даже разрушительную.
Оздоровление государственного бюджета необходимо осуществлять по трем основным направлениям: увеличение его доходной базы; реструктуризация расходной части бюджета; регулирование дефицита бюджета и упорядочение бюджетных процедур.
Реструктуризация доходной части бюджета.
Для добросовестных и не имеющих льгот налогоплательщиков уровень налогов чрезмерен. Однако показатели налоговых поступлений необходимо скорректировать на значительные суммы задолженности по налоговым платежам в бюджет, которые увеличивают налоговое бремя на предприятия. Кроме того, следует учесть, что около трети всех зарегистрированных в России предприятий вообще не платят налоги. С учетом всех вышеперечисленных факторов планка изъятия ВВП в пользу государства поднимается до максимального значения, при котором начинается массовое уклонение от налогов. Таким образом, в ближайшей перспективе отсутствуют предпосылки сокращения бюджетного дефицита за счет увеличения налоговых поступлений. Поэтому основной прирост доходов бюджета предполагается получить за счет значительного сокращения количества налоговых льгот и повышения собираемости таможенных платежей и доходов от производства и продажи алкоголя. Для выхода из бюджетного кризиса очень важна серьезная налоговая реформа, включающая: совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечение нейтральности налогов по отношению к некоторым категория налогоплательщиков; пересмотр и отмену налоговых льгот; объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу; установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.
Для решения проблемы недоимки по налогам необходимо:
. наладить работу по обращению взыскания задолженности на имущество недоимщиков;
. установить ответственность собственников и управляющих предприятий за неуплату налогов в бюджет;
. отказаться от использования зачетных схем уплаты налогов в бюджет, вызывающих рост отсроченных недоимок;
Скорейшее введение в действие указанных мер позволит существенно повысить собираемость налогов.
Основные направления реструктуризации бюджетных расходов6. Реальность федерального бюджета определяется как собираемостью средств, так и обоснованностью планируемых затрат. В условиях предельной ограниченности ресурсов государства федеральный бюджет должен разрабатываться на основе четких приоритетов расходования его средств. Планируя расходы, государство делало акцент на суммы средств в ущерб реальному содержанию бюджетной политики. То, как ныне строится расходная часть бюджета, не соответствует не только его политической роли, но и интересам населения и получателей средств.
В основу расходной части федерального бюджета целесообразно закладывать концепцию бюджетной политики, базовыми параметрами которой стали бы конкретные характеристики тех рубежей, достижение которых государство обязуется безусловно обеспечить бюджетными ассигнованиями. При реструктуризации обязательств государства должен выполняться основной принцип: государство должно давать деньги в первую очередь под реформы. Те сферы, где идут реальные реформы, должны быть обеспечены финансовыми ресурсами в приоритетном порядке.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов важно выделить приоритеты расходования бюджетных средств: социальные расходы, доля которых возрастает в общем объеме бюджета; в структуре социальных расходов также следует выделить приоритеты: расходы на выплату заработной платы, пенсий; военные расходы, которые отражают приоритетное финансирование расходов на оборонные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки; расходы на содержание судебной системы, которые должны возрасти, чтобы обеспечить реальную независимость этой ветви власти.
Важнейшей задачей государства является дальнейшая реализация программы экономии государственных расходов. Однако экономия бюджетных средств не должна осуществляться в ущерб малоимущим гражданам, усугублять положение в социально приоритетных сферах. Требует дополнительного упорядочения система социальных льгот населению, которые пока не обеспечены реальным бюджетным финансированием. Процедура составления проекта бюджета должна позволять федеральным органам исполнительной власти самостоятельно определять наиболее важные направления расходования средств внутри отрасли исходя из возможностей бюджета при сохранении общих приоритетов, предусмотренных в проекте федерального бюджета.