Система финансового мониторинга состоит из двух уровней - первичного и государственного.
Первичный финансовый мониторинг осуществляется субъектами первичного финансового мониторинга и включает в себя проведение обязательного и внутреннего финансового мониторинга.
Обязательный финансовый мониторинг - это совокупность мероприятий специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга из анализа информации относительно финансовых операций, что предоставляется субъектами первичного финансового мониторинга, а также мероприятий по проверке такой информации в соответствии с законодательством Украины.
Внутренний финансовый мониторинг - совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами первичного финансового мониторинга, связанные с выявлением финансовых операций, которые подлежат внутреннему финансовому мониторингу, с применением подхода, основанного на проведении оценки рисков по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма; ведение учета таких операций и сведений об их участниках; предоставление информации Специально уполномоченному органу об операциях, имеющих высокую степень риска по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также дополнительной информации о финансовых операциях и их участниках, ставших объектом финансового мониторинга со стороны Специально уполномоченного органа.
Обязательный финансовый мониторинг без преувеличения является финансовой разведкой: сбор, идентификация, анализ, систематизация и т.д. информации о финансовых операциях и субъектах, проводящих их. Его осуществляют субъекты первичного мониторинга, к которым относятся и страховые компании [4].
Субъектами первичного финансового мониторинга являются:
) банки, страховщики (перестраховщики), кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;
) платежные организации, члены платежных систем, эквайринговые и клиринговые учреждения;
) товарные, фондовые и другие биржи;
) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
) компании по управлению активами;
) операторы почтовой связи, другие учреждения, которые проводят финансовые операции по переводу средств;
) филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;
) специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга:
а) субъекты предпринимательской деятельности, которые предоставляют посреднические услуги во время осуществления операций по купле-продаже недвижимого имущества;
б) субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;
в) субъекты хозяйствования, проводящие лотереи и азартные игры, в том числе казино, электронное (виртуальное) казино;
г) нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица - предприниматели, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги (за исключением лиц, предоставляющих услуги в рамках трудовых правоотношений);
д) физические лица - предприниматели и юридические лица, которые проводят финансовые операции с товарами (выполняют работы, предоставляют услуги) за наличные;
) другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.
Субъектами государственного финансового мониторинга являются: Национальный банк Украины, Министерство финансов Украины, Министерство юстиции Украины, Министерство транспорта и связи Украины, Министерство экономики Украины, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Государственная комиссия по регуляции рынков финансовых услуг Украины; Специально уполномоченный орган.
Фактическое различие между видами мониторинга состоит в субъектном составе. Обязательный мониторинг осуществляет Уполномоченный орган - Государственный департамент финансового мониторинга (Госфинмониторинг), а внутренний - субъект первичного финансового мониторинга.
Субъект первичного финансового мониторинга с учетом требований законодательства, нормативно правовых актов Специально уполномоченного органа и других субъектов государственного финансового мониторинга устанавливает правила, разрабатывает программы проведения финансового мониторинга и назначает работника, ответственного за его проведение.
Ответственный работник назначается приказом руководителя компании, является независимым в своей деятельности и подотчетным только руководителю компании. В случае нецелесообразности введения отдельной должности ответственным за проведение финансового мониторинга является руководитель учреждения.
Повышение квалификации работников финансовых учреждений, ответственных за проведение внутреннего финансового мониторинга, проводиться не реже одного раза в три года.