Современные экономические условия в России характеризуются ростом конкуренции на различных рынках товаров и услуг. Организации - поставщики ведут активную борьбу за своего покупателя, предлагая скидки, дополнительные услуги, новые продукты, предоставляя отсрочки платежа за продаваемый продукт [6, с. 111].
Более того, сегодня каждый участник рынка знает, что наличие неиспользуемых мощностей и производство легко заменимой на рынке продукции предполагает либерализацию платежных условий, в частности предоставление своим покупателям определенного коммерческого кредита. Это делается с целью достижения запланированного уровня продаж, а, следовательно, и сохранения своей конкурентоспособности и коммерческой успешности. Исключение составляет ситуация, когда поставщик имеет прочные позиции на рынке и может диктовать свои платежные условия.
Продажа в кредит обусловливает появление различий между бухгалтерскими (учетными) и реально-денежными показателями реализации продукции. До момента оплаты процесс реализации, с точки зрения движения денег, еще продолжается, что приводит к возникновению дебиторской задолженности. До наступления срока оплаты дебиторская задолженность должна финансироваться, при этом постоянно сохраняется риск того, что оплата будет произведена покупателем (заказчиком) с опозданием, либо не будет произведена вообще. Вследствие сказанного, организация в своей сбытовой политике должна не только принимать во внимание положительные результаты кредитования покупателей (увеличение продаж и прибыли), но и учитывать, что данный процесс обычно сопровождается увеличением расходов (как-то, проценты, выплачиваемые поставщиком по кредитам, взятым для покрытия кассовых разрывов) и рисков. При этом представляется очевидным, что приемлемый уровень дебиторской задолженности -
это такой, при котором получаемые выгоды превышают все затраты и риски, поскольку только в этом случае организация сможет функционировать и в дальнейшем.
Главной целью анализа дебиторской задолженности является разработка мероприятий по совершенствованию настоящей или формированию новой политики кредитования покупателей, направленной на увеличение прибыли организации, ускорение расчетов и снижение риска неплатежей [7, с. 78]. Иными словами, основная цель данного анализа заключается в разработке политики управления дебиторской задолженностью, направленной на расширение объема реализации продукции, оптимизацию общего размера задолженности и обеспечение своевременной ее инкассации.
В качестве основных задач анализа можно выделить [7, с. 78]:
формирование аналитической информации, позволяющей анализировать и контролировать задолженность;
анализ состояния и движения задолженности, ее состава и структуры;
определение реальной стоимости задолженности в условиях меняющейся покупательной способности денежных средств;
анализ политики расчетов, условий предоставления кредита отдельным покупателям и получения коммерческого кредита от поставщиков;
оценку показателей уровня долгов и их взаимосвязи с финансовыми результатами деятельности организации.
На сегодняшний день в литературе предлагается множество различных подходов к анализу дебиторской задолженности, многие из которых перекликаются между собой. Проведем сравнительный анализ нескольких методик анализа, выделив их достоинства и недостатки (Приложение 1) [24, с. 145].
В целом у всех приведенных выше методик есть ряд общих моментов.
1. Ориентация на анализ ситуации post factum, ни одна методика не предполагает оперативного отслеживания изменений задолженности, и реакции на них в режиме реального времени.
2. Данные методики используют показатели характерные для российского бухгалтерского учета, а не МСФО, тогда как последнее в современных условиях более прогрессивно.