Политика управления дебиторской задолженностью - часть общей политики предприятия в области управления оборотными средствами, и заключается она в оптимизации общего размера данного вида задолженности и обеспечении своевременного ее взыскания. Управление дебиторской задолженностью требуется осуществлять на всех этапах взаимодействия с клиентами от проведения преддоговорных процедур до исполнения операций в соответствии с договором. Примерный перечень и состав мероприятий по контролю за дебиторской задолженностью, предлагаемый нами, приведен в таблице 3.1.
Таблица 3.1 Перечень мероприятий по контролю за дебиторской задолженностью в ОАО «АСМ - Запчасть»
Этап 1. Осуществление преддоговорных процедур |
Анализ информации о потенциальном клиенте оценка его деловой репутации) и конъюнктуры рынка, на котором он работает. |
Анализ осуществляется на основании: информации, получаемой от самого потенциального клиента; § собственной базы данных (если сделки с клиентом уже осуществлялись, используется информация об объеме хозяйственных операций с ним и стабильности их осуществления); § информации из внешних источников (публикации в СМИ, информация, содержащаяся в разного рода коммерческих справочниках, данные государственной статотчетности, базы данных компаний, специализирующихся на сборе и анализе информации о юридических лицах, информация, полученная от банка, обслуживающего потенциального клиента, и от других партнеров по сделкам). |
Анализ финансового состояния каждого из потенциальных клиентов и их группировка по уровню платежеспособности. |
Анализируются платежеспособность, показатели собственного капитала и ликвидность клиента, результативность его хозяйственной деятельности и финансовая устойчивость, а также объем и состав его чистых активов, которые могут выступать в качестве обеспечения кредита при возникновении неплатежеспособности. | |
Определение возможных сумм и сроков кредитования для каждого клиента. |
Размер сумм и сроки кредитования определяются на основании положений кредитной политики предприятия с учетом проведенного анализа финансового состояния клиентов. При этом размер общей суммы кредитов, предоставляемой клиентам, может исчисляться, например, как процент от балансовой прибыли или объема собственных средств, скорректированный на коэффициент ликвидности. Кредитная политика предприятия также должна задавать стандарты кредитоспособности клиентов, политику сбора платежей и предоставления скидок в случае досрочной оплаты продукции. | |
Этап 2. Заключение договора |
Фиксация всех важнейших моментов договорных отношений. |
В договорах должно быть тщательно проработано разрешение всех возможных конфликтных ситуаций. |
Этап 3. Исполнение договорных обязательств |
Осуществление контроля за своевременностью составления счетов. |
Необходимо составить реестр старения дебиторской задолженности, определить структуру и динамику изменения каждой статьи дебиторской задолженности, а также срок оборачиваемости задолженности. |
Ежедневный оперативный анализ прихода средств по выставленным счетам. |
Высокая частота анализа обеспечивает высокую оперативность принятия соответствующих управленческих решений. | |
Составление контроля безнадежных долгов. |
Должен быть образован резерв для покрытия возможного ущерба от долгов, возврат которых является сомнительным (сумма резерва может быть определена, например, как процент от общей суммы дебиторской задолженности). |