1. Нулевой метод. Он применим для нового предприятия или при существенном изменении деятельности действующего предприятия. В начале текущего года менеджеры подготавливают план затрат для их центров финансовой ответственности (ЦФО) (структурных подразделений) при минимальном уровне производства, затем определяют затраты и прибыли от дополнительного прироста деятельности ЦФО. Высшее руководство получает информацию, позволяющую лучше определить приоритеты: если у существующей сферы деятельности низкий рейтинг, руководитель может перевести ресурсы из нее в новую деятельность, с более высоким рейтингом.
. Традиционный метод - планирование от достигнутого уровня. Формы составления бюджета:
· жесткий бюджет (традиционная форма), в котором цифровые показатели не меняют в течение года.
· гибкий бюджет, в котором цифровые показатели могут периодически корректировать на протяжении всего года, чтобы отражать оперативные результаты.
Гибкий бюджет показывает размеры затрат и результаты при различном объемном показателе деятельности центра финансовой ответственности. Например, по операционной деятельности таким показателем может быть объем производства продукции (работ, услуг). При изменении объема деятельности условно-переменные затраты меняют, а условно-постоянные оставляют неизменными. Поэтому в гибком бюджете указывают ставку (норматив) переменных затрат на единицу объема продукции (b).
Условно-постоянные затраты выделяют отдельно. Общие затраты планируют по алгоритму:
Y=a+bX, (1)
где Y- общий объем текущих затрат по конкретному подразделению предприятия; а - запланированный объем постоянных статей бюджета; b - установленный норматив переменных затрат бюджета на единицу продукции; Х- показатель, характеризующий деловую активность предприятия (объем производства продукции, работ, услуг и др.) в натуральных единицах измерения.
Гибкий бюджет:
. Позволяет составлять планы для разных уровней деловой активности предприятия. Сначала переменные затраты устанавливают в процентном отношении от уровня деловой активности предприятия, затем определяют общую сумму переменных затрат подразделения
(bХ) в зависимости от уровня его деловой активности.
. Наилучшим образом подходит для Центров полностью регулируемых затрат, а также для Центров доходов, так как он показывает, каким образом руководитель может воздействовать на затраты или выручку (доход), меняя объем производства. По принципу
гибкого бюджета планируют выручку, затраты на основные материалы, сдельную зарплату и др.
. Позволяет составлять планы, которые более точно отражают задачи и финансовое положение предприятия.
. Формируется с использованием компьютерного обеспечения.[3]