Второй шаг SWOT-анализа - это - оценка рынка. Этот этап позволит нам оценить ситуацию вне заданного предприятия и понять, какие есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться).
Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:
1. Составление перечня параметров, по которому оценивается рыночная ситуация;
2. По каждому параметру определите, что является возможностью, а что - угрозой для предприятия;
За основу при оценке рыночных возможностей и угроз можно взять следующий список параметров:
. Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию и т.п.)
. Факторы конкуренции (следует учитывать количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.)
3. Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.)
4. Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.)
. Политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.)
. Научно-технические факторы (обычно принимается во внимание уровень развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень государственной поддержки развития науки и т.п.)
. Социально-демографические факторы (следует учесть численность и половозрастную структуру населения региона, в котором работает предприятие, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.)
. Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)
. Природные и экологические факторы (принимается в расчет климатическая зона, в которой работает организация, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.).
Таблица 6
Возможности и угрозы внешней среды
Определение рыночных возможностей и угроз ООО «Альфа» | ||
Параметры оценки |
Возможности |
Угрозы |
1. Конкуренция |
- Расширить ассортимент продукции за счёт внедрения новых технологий. |
- Наплыв дешевой продукции из других областей. - Большое количество конкурентов продукции. |
2. Сбыт |
- Расширить сбытовую сеть за счет приобретения торгового помещения-склада на оптовом рынке "мебель". - Представление на рынке упакованной и отсортированной продукции |
- Трудности в реализации нестандартной продукции в виду отсутствия перерабатывающих предприятий в Челябинской области |
3. Спрос |
- С ростом доходов населения увеличиваются объёмы потребления продукции. | |
4. Природные и экологические факторы |
- Плохие погодные условия (заморозки, дождь, град) которые снижают качество древесины. | |
5. Экономические факторы |
- Падение спроса по причине снижения доходов населения. Рост налогов и пошлин. |