• Финансы предприятия
  • Финансовый анализ предприятия
  • Финансовые вычисления
  • Финансовая политика организации

Мое меню

  • Финансы предприятия
  • Финансовый анализ предприятия
  • Финансовые вычисления
  • Финансовая политика организации
  • Управление оборотным капиталом организации
  • Сущность бюджетирования
  • Материалы

Анализ соотношения объёма продаж, себестоимости, прибыли и точки безубыточности

Анализ соотношения объёма продаж, себестоимости и прибыли заключается в определении точки безубыточности - такого соотношения трёх перечисленных показателей, которое обеспечивает безубыточное функционирование предприятия. Настоящий материал посвящен расчётам точки безубыточности для предприятий, выпускающих различный ассортимент продукции, т.е. являющихся многономенклатурными.

В качестве примера рассмотрим методику определения точки безубыточности для многономенклатурного предприятия, отражающую наиболее распространенный подход к решению этой задачи.

Точку безубыточности в натуральном выражении предлагается рассчитывать двумя способами. По первому способу для определения точки безубыточности рассчитывается коэффициент (Кт), показывающий соотношение постоянных затрат (Зпост) и маржинального дохода (Дм) от реализации всего ассортимента продукции за анализируемый период:

(3.1)

Тогда для i-го вида продукции объём продаж, обеспечивающий безубыточность (Ккрi), можно определить как произведение коэффициента КТ на объём продаж i-го вида продукции за анализируемый период в натуральном выражении (кi).

Ккрi = Кт * кi (3.2)

По второму способу расчёт точки безубыточности ведется в стоимостном выражении, т. е. определяется величина выручки от реализации в точке безубыточности (Вкр).

Вкр = Зпост/Кдм = Зпост/Дм * Вр , (3.3)

Кдм = Дм/Вр., (3.4)

где Кдм - коэффициент маржинального дохода;

Вр - выручка от реализации всего продаваемого ассортимента, руб.

Ккр = Врт/∑кi * цi (3.5)

Ккрi = Ккр * кi , (3.6)

где цi - цена единицы продукции i-гo вида, руб.;

Ккр - коэффициент, отражающий соотношение объёма реализации в точке безубыточности к общему объёму реализации.

Недостатком предлагаемой методики является предположение, что структура производства и реализации продукции, сложившаяся в рассматриваемом периоде, сохранится в перспективе, что маловероятно, поскольку меняется спрос, объём заказов, номенклатура изделий.

Рассмотрим расчёт точки безубыточности для многономенклатурного предприятия на примере, исходные данные для которого отражены в таблице 1.

Показатели

Количество, ед.

Цена единицы, руб.

Стоимость, руб.

1. Продажи

1.1 Продукция А

100

54

5400

1.2 Продукция Б

160

60

9600

1.3 Продукция В

200

21

4200

1.4 Продукция Г

40

720

28800

1.5 Итого

500

855

48000

2. Переменные затраты

2.1 Продукция А

100

30

3000

2.2 Продукция Б

160

45

7200

2.3 Продукция В

200

12

2400

2.4 Продукция Г

40

540

21600

2.5 Итого

500

627

34200

3. Маржинальный доход

Всего (стр.1.5 - стр.2.5)

13800

4. Общие постоянные затраты

4000

Рассчитаем точку безубыточности по первому способу, используя формулы (3.1) и (3.2):

КТ = Зпост/Дм = 4 000/13 800 = 0,29

Перейти на страницу:
1 2 3 4

2025 - www.financejump.ru