• Финансы предприятия
  • Финансовый анализ предприятия
  • Финансовые вычисления
  • Финансовая политика организации

Мое меню

  • Финансы предприятия
  • Финансовый анализ предприятия
  • Финансовые вычисления
  • Финансовая политика организации
  • Управление оборотным капиталом организации
  • Сущность бюджетирования
  • Материалы

Сущность предпринимательской деятельности и финансовые источники ее стимулирования

В ст. 116-117 БК РФ излагаются общие положения о предоставлении государственных гарантий РФ (ст. 116) и государственных гарантий субъектов РФ и муниципальных гарантий (ст. 117).

В настоящее время не существует никаких ограничений на сумму государственных гарантий.

В Законе о бюджете соответствующего субъекта РФ или муниципального образования утверждается перечень гарантий, выданных юридическим лицам, если сумма гарантии превышает 0,01% расходов соответствующего бюджета.

Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются на конкурсной основе. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника перед кредитором (бенефициаром) по гарантированному им обязательству.

Критериями отбора инвестиционных проектов и предоставления государственных гарантий являлась величина дохода, который получит государство в результате реализации проекта, а также социально-экономическая значимость самого инвестиционного проекта.

В мировой практике гарантии, предоставляемые аналогичными организациями, как правило, варьируют в пределах 75-90%. Неполное покрытие суммы кредита повышает ответственность банка, а также самого субъекта МП, "дополняющего" сумму гарантий своим имуществом. Выдача 100%-ных гарантий сделала бы нерациональным поведение кредитора, поскольку в этом случае выбирались бы проекты без тщательного учета рисков и уровня их окупаемости. В исключительных случаях для реализации социально-значимых инвестиционных проектов "с нуля" может допускаться 100%-ная гарантия.

Итак, система государственных гарантий сочетает в себе многочисленные преимущества: она намного дешевле, чем система прямого финансирования, не препятствует конкуренции и налагает на банки ответственность, одновременно с этим побуждая их к более активному финансированию МСП.

Как показывает опыт развитых стран, распределение кредитных рисков между банками и государством является наиболее действенным механизмом обеспечения доступа предпринимателей к кредитным ресурсам. По-видимому, и наша страна начинает перенимать данный опыт. Вышесказанное означает, что для налаживания эффективного финансирования МП недостаточно функционирования лишь РБР и его партнеров - местных банков (хотя и это немаловажно). Поскольку бизнес сам по себе рискован, а малый тем более, финансовая состоятельность банков, особенно мелких - а их большинство, будет под угрозой, если не сформировать особую систему гарантий возврата их кредитов.

Элементами данной системы должны быть государственные гарантийные фонды и общества взаимных гарантий. Об этом свидетельствует мировой опыт развития банковского дела, а также вышеприведенный опыт Франции, где в основе системы государственных гарантий - гарантийные фонды, пополняемые за счет дотаций из бюджета. Аргументом в пользу функционирования специализированных гарантийных фондов является и существующая на данный момент банковская система.

Немалое значение имеет определение статуса государственных и муниципальных гарантийных фондов. Целесообразно, чтобы они действовали как самостоятельные юридические лица, некоммерческие организации, и несли в полной мере ответственность за проводимые гарантийные операции. Учредителями их должны быть субъекты РФ и органы местного самоуправления. Для создания этих фондов достаточно незначительного вложения средств из региональных и местных бюджетов. Опыт функционирования гарантийных фондов в западных странах свидетельствует, что эти вложения в основном имеют первоначальный характер и сводятся к закупке и установке оборудования, аренде помещения и т.д. Затем, по мере развития своей деятельности, фонды пополняются за счет комиссионных по выданным гарантиям, что не только покрывает текущие издержки, но и может служить источником для проведения фондами операций на открытом рынке.

Перейти на страницу:
4 5 6 7 8 9 10

2025 - www.financejump.ru