В течение последних лет лишь 1,5 % совокупных доходов местных бюджетов Украины формируется за счет отчислений в целевые фонды. В их состав входят:
- фонды охраны окружающей природной среды;
другие целевые фонды местных советов;
целевые фонды, образованные Верховной Радой Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и местными органами исполнительной власти.
С 1998 г. в местные бюджеты поступает часть сборов за загрязнение окружающей природной среды. Этот сбор является экологическим налогом, он справляется за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения; сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты; размещение отходов.
Суммы сбора за загрязнение окружающей природной среды распределяются так:
20 % - до местных фондов охраны окружающей природной среды, которые образуются в составе сельских, поселковых, городских бюджетов;
50 % - до местных фондов охраны окружающей природной среды, которые образуются в составе бюджета Автономной Республики Крым, областных бюджетов;
30 % - в государственный фонд охраны окружающей природной среды, которая образуется в составе государственного бюджета Украины.
Если рассмотреть поступления целевых фондов, образованных в составе отдельных видов местных бюджетов, то следует обратить внимание на их фискальную роль в формировании областных бюджетов и бюджета Автономной Республики Крым. В 2010 г. доля этих фондов в совокупных доходах соответствующих бюджетов составила 3,89 %, в то же время для районных бюджетов этот показатель был лишь 0,2%.
Довольно значительные различия относительно формирования целевых фондов в составе местных бюджетов в региональном аспекте). Если в целом доля целевых фондов в доходах местных бюджетов Украины в 2010 г. составила 1,52 %, то в бюджете г. Киев - 5,53%. В 18 областях этот показатель был меньше, чем 1 %, в том числе в Тернопольской области - 0,12 %, Закарпатской - 0,15 %, Житомирской и Ровненской областях - 0,18%. Следовательно, органы местного самоуправления имеют разные возможности для формирования собственных финансовых ресурсов, в частности для привлечения альтернативных источников доходов.
Государственный фонд охраны окружающей природной среды предназначен для обеспечения целевого финансирования природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий, связанных с охраной окружающей среды, направленных на предотвращения, уменьшения и устранения загрязнения окружающей природной среды. Но, по результатам контрольной работы Счетной палаты Украины, выявлено, что в течение 2008-2010 гг. главная цель функционирования фонда не была достигнута.
Основными недостатками в использовании средств фонда в указанный период были:
*Использование средств с нарушениями действующего законодательства (около 60%), направление их на мероприятия, которые не имеют непосредственного воздействия на окружающую среду (1/3 средств).
*Неэффективное использование средств, предназначенных на финансирование научных исследований и внедрение механизма обеспечения охраны природных ресурсов по причине того, что нет единой государственной научно-технической политики в сфере охраны окружающей среды.
*Недоиспользования имеющихся средств (25 % - в 2008 г., 20 % - в 2010 г.) и их возврат в бюджет.
Выводы
По заключению счетной палаты эти недостатки являются следствием того, что в стране нет механизма осуществления государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, что требует особого внимания правительства к таким проблемам. В целом механизм формирования и использования целевых фондов органов местного самоуправления за годы их существования, как свидетельствуют многочисленные проверки органов финансового контроля, оказался недостаточно прозрачным. Наиболее распространенными недостатками современной практики внебюджетных фондов местного самоуправления являются:
* Нарушения во время формирования фондов. Например, в решениях о создании фондов отдельные органы местного самоуправления и исполнительной власти определяют источниками их наполнения платежи, которые в соответствии с законодательством должны засчитываться в общий фонд бюджета или оставаться в распоряжении бюджетных учреждений как собственные поступления (штрафы, плата за аренду имущественных комплексов, сборы за выдачу разрешения на размещение объектов торговли, плата за регистрацию субъекта предпринимательской деятельности и т.д.).