Кризисным периодом будем считать интервал с января 2008 года по январь 2009 года. На формирование бюджета домохозяйств повлияли следующие факторы:
рост числа безработных (число зарегистрированных безработных выросло на 156 тыс. человек в 2008 г);
рост инфляции и ослабление рубля (инфляция составила 13,3 % в 2008 г);
рост среднемесячной начисленной заработной платы на 3 % в январе 2009 г по сравнению с 2008 г);
Результатом влияния государства на доходы домашних хозяйств в этот период следует назвать сокращение дисбаланса в уровне доходов работников производственной и непроизводственной сфер. Например, в декабре 2007 среднемесячная начисленная зарплата работников сферы здравоохранения составляла к уровню в обрабатывающих отраслях 73 %, а работников образования 65%, через год - 87% и 81% соответственно.
Рост инфляции и безработицы, несмотря на рост начисляемой заработной платы, повлекли за собой снижение реальных располагаемых денежных доходов за 2008 г на 6,7 %.
Рис.2 Реальные располагаемы денежные доходы населения в % к среднемесячному значению 2006 г.
В начале 2009 года показатели уровня бедности и безработицы резко выросли. Но значительное повышение зарплаты в государственном секторе и увеличение пенсий, а также понижение показателя безработицы ввиду того, что организации переключились на стратегию придерживания рабочей силы, вызвали сокращение общего уровня бедности с 13,4 % в 2008 году до 13,2 % к концу 2009года.
Банковская система продолжала кредитовать население, несмотря на сокращение ликвидности и риски. Вследствие этого объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств вырос на 27,5 % к 1 января 2009 г. Но эти средства не поддержали уровень прироста спроса и потребительских расходов, как это было до кризиса.
Рис.3 Потребительские расходы населения.
Со снятой сезонностью. Январь 2006=100.
Основная часть доходов населения осталась на текущее потребление, но его доля в расходах снизилась.
Рис.4 Структура использования денежных доходов населения.
Следует так же отметить, что вследствие нестабильной экономической ситуации в стране домохозяйства чаще стали выступать в роли сберегателей: объем сбережений увеличился на 11 %. Однако, деструктивная роль домохозяйств в финансовой системе усилилась. Значительным элементом было погашение кредитов. Так же втрое увеличился объем денег на руках населения. С сентября по ноябрь 2008 стал происходить отток вкладов населения из банков (454,2 млрд. руб). В целом рублевые депозиты сократились за год на 3,4 %, доля валютных вкладов выросла на 21,4 %. К концу 2008 г острая фаза кризиса была преодолена, и в декабре приток средств домашних хозяйств в банковскую систему возобновился.
Экономический кризис вызвал потребность населения в социальной защите. Усилилась пассивная роль финансов домохозяйств. В соответствии с антикризисными мерами 2008 г. на увеличение пособий по безработице было выделено 0,09 % ВВП (35 млрд. руб), на предоставление возможности использования средств материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе по ипотечным, на приобретение или строительство жилья - 0,07 % ВВП (26,3 млрд. руб).
Подведя итог анализу проявлений роли финансов домохозяйств в период кризиса отметим следующее:
несмотря на поддержку финансовой системы, предоставление домашними хозяйствами факторов производства и платежеспособного спроса в экономике было затруднено;
на финансовом рынке на начало кризиса проявилась деструктивная роль домохозяйств, так как население стало держать сбережения преимущественно в неорганизованной форме, не инвестируя их. Происходил отток средств из банковской системы. Проблема заключается в недоверии населения государству, в частности финансовому рынку, также в низкой финансовой грамотности населения и в узком наборе финансовых инструментов инвестирования;
в отношениях с бюджетной системой домохозяйства не проявили активную деструктивную роль, так как поступления от НДФЛ (основного источника формирования налоговых доходов региональных бюджетов) в консолидированные бюджеты субъектов РФ уменьшились незначительно - на 1,4 %. В гораздо большей степени снизились поступления от налога на прибыль;
роль финансов домохозяйств в социуме существенно не изменилась с началом кризиса, так как расходы на развитие личности (образование, 12
театры, кино) остаются на прежнем уровне - около 1% бюджета домашних хозяйств.