Железногорск - центр закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), одной из территорий, на которых находятся военно-промышленные объекты с особым режимом.
Город расположен на берегах небольших рек Кантат и Байкал (в правобережной части бассейна реки Енисей) в предгорьях Атамановского хребта - отрога Саян, в 64 км севернее Красноярска. ЗАТО Железногорск занимает площадь 45 667 га. Особый статус получило в связи с секретными градообразующими предприятиями оборонной (атомной и, позже, космической) промышленности. До недавнего времени город не отмечался на гражданских картах.
Вокруг ЗАТО устроено охраняемое ограждение с ограниченным количеством контрольно-пропускных пунктов для проезда в город (КПП). Посещение территории осуществляется по специальным разрешениям (пропускам).
Кроме города в состав муниципального образования (городской округ) входят четыре поселка - Подгорный, Тартат, Новый Путь, Додоново и деревня Шивера, населением от 500 до 6000 человек: общая численность жителей - 102 169 человек.
Глава, ЗАТО г. Железногорск - Вадим Викторович Медведев (избран 25 марта 2010 года).
февраля 1950 года было издано постановление Совета министров СССР, подписанное И. В. Сталиным, о строительстве Комбината № 815 (будущий ГХК), комплекса по производству оружейного плутония. Секретный комплекс и закрытый город при нём строили подразделения Минобороны, МВД и заключённые ГУЛАГа.
В мае 1950 года по распоряжению МВД СССР создается исправительно-трудовой лагерь «Гранитный». Силами заключенных с мая по октябрь велось строительство внешней железнодорожной ветки протяженностью 51 километр по маршруту «станция Базаиха Красноярской железной дороги - Соцгород». Введение в строй железной дороги дало возможность оперативно доставлять грузы на строительные площадки рабочего поселка и комбината.
Одновременно, летом 1950 года, начинаются работы по подготовке горнопроходческих работ в скальном массиве, предназначенном для размещения Комбината № 815.
К 1953 году стройка приобрела широкий масштаб. Вступили в строй деревообрабатывающий комбинат, кирпичный и бетонные заводы, были разработаны песчано-гравийные карьеры. В городской черте появились 234 жилых дома, кинотеатр, 3 школы, 3 столовых, детский сад, больничный городок.
К 1956 году была подведена внутренняя ведомственная железная дорога к достраиваемому ГХК, который был сдан в эксплуатацию в 1958 году. Он размещён под землёй (в массиве горы) на глубине до 200-300 метров и проектировался таким образом, чтобы выдерживать даже ядерные удары. Система производственных и транспортных тоннелей ГХК сопоставима с московским метро. Производимое реактором тепло используется для отопления города.
марта 1954 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Комбината № 815 получает официальный статус города и имя: Железногорск - для закрытой переписки, партийных и советских органов, Красноярск-26 - для открытой переписки. Его также называли «Соцгород», «Девятка», «п/я 9», «Атомград». Наиболее значимым аспектом, неповторимо создающим эстетический микроклимат города, несомненно, является концепция его проектирования. При строительстве Железногорска была максимально применена идея ограниченного изменения природного ландшафта, находившегося на месте будущего строительства. Если смотреть на город с близлежащих отрогов Саян (Атамановский хребет) кажется, что островки жилых кварталов тонут в море дикой тайги. Эта черта характерна как для «Старого города», так и для новых микрорайонов «Ленинградского». На участке горного массива и рядом с ним расположены специально оборудованные: лыжероллерная трасса (большинством лыжников-профессионалов оценивается как «скоростно-силовая» и «коварная»: перепад между верхним и нижним максимумом высоты 45 метров); 4 полотна горнолыжных спусков разной категории сложности.