• Финансы предприятия
  • Финансовый анализ предприятия
  • Финансовые вычисления
  • Финансовая политика организации

Мое меню

  • Финансы предприятия
  • Финансовый анализ предприятия
  • Финансовые вычисления
  • Финансовая политика организации
  • Управление оборотным капиталом организации
  • Сущность бюджетирования
  • Материалы

Центры финансовой ответственности

Советом Министров Республики Беларусь совместно с Министерством промышленности Республики Беларусь в течение 2011 и 2012 годов ведется работа по реформированию финансовой структуры крупнейших субъектов хозяйствования. В числе новаторов по внедрению и апробации прогрессивных технологий управления находится ОАО «Интеграл».

Формирование финансовой структуры предприятия, а именно выделение центров финансовой ответственности (ЦФО), - первый шаг на пути к созданию системы бюджетирования − технологии управления финансами на предприятии.

Сложная многоступенчатая структура ОАО «Интеграл» с широкой филиальной системой как нельзя лучше подходит для адаптации предложенной модели.

Каждое подразделение предприятия вносит свой вклад в конечный финансовый результат (в виде привлечения дохода или осуществления расходов) и должно нести ответственность за свои действия: осуществлять планирование, отчитываться по результатам.

Разделяя ответственность между подразделениями, руководство ОАО «Интеграл» будет определять, кто и за что на предприятии реально отвечает, получит возможность оценить результаты и оперативно скоординировать действия подразделений, создать грамотную систему мотивации сотрудников для выполнения поставленных задач.

Внимание руководителя подразделения концентрируется на показателях работы вверенного ему центра, повышается оперативность и обоснованность принятия управленческих решений.

У высшего руководства, наоборот, высвобождается время для выполнения стратегических задач.

Если исходить из понимания бюджетирования как технологии управления, а бюджетов - как инструмента управления, предприятие в таком случае будет являться объектом управления.

Предприятие как объект управления в самом простом варианте можно рассматривать как совокупность текущей деятельности (создание и реализация продукции, работ или услуг) и инвестиционной. Текущей деятельности присущи расходы (закупка сырья либо готовой продукции, производство, затраты на реализацию) и доходы (выручка) от реализации продукции, работ или услуг. Разница между текущими доходами и расходами определяется как прибыль (или убыток) от текущей деятельности.

Ответственность за доходы на предприятии, как правило, возлагается на сбытовое подразделение (отдел сбыта или торговый дом). Расходы несут все подразделения, но в большей мере отдел снабжения (закупок), производственные подразделения, склады. Прибыль же в большинстве случаев определяется для всего предприятия, а решения по ее использованию принимает руководство компании.

Таким образом, деятельность предприятия как объекта управления можно разложить на отдельные процессы: закупки, производство, сбыт, инвестиции. Соответственно, структурные подразделения, управляющие данными процессами, можно рассматривать как центры ответственности за их реализацию [26].

Исходя из вышеперечисленных функций, выделяют четыре основных типа центра ответственности:

центр доходов;

центр затрат;

центр прибыли;

центр инвестиций.

Центр доходов - структурное подразделение, ответственное за сбытовую деятельность компании. Ее эффективность определяется максимизацией доходов предприятия в рамках выделенных для этих целей ресурсов. Инструментами бюджетного управления для данного типа ЦФО выступают Бюджет продаж и Смета сбытовых расходов.

Перейти на страницу:
1 2 3

2025 - www.financejump.ru