Правовой основой социальной работы является закон «Об основах социального обслуживания населения». В соответствии с этим законом социальные службы финансируются из:
нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;
поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
средств федерального бюджета на выполнение уставных задач;
финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;
дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по соответствию доходов росту стоимости жизни;
доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы.
благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций [12].
Финансовые средства, необходимые для реализации социальных мероприятий, формируются в соответствии с направлениями социальной политики. Финансирование осуществляется из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных источников (благотворительные, частные фонды).
Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.
Существует определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы. Так, федеральные органы власти:
устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;
формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения;
финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении;
определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.
В полномочия региональных и местных органов власти входят:
с учетом местных условий разработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;
определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения;
создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов;
обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти.
Следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов. Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам: - в виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета), определяемых по единым принципам. Их назначение - оказание текущей финансовой помощи, покрытие путем дотаций минимально обоснованных расходов; - в виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации формируется за счет 15% всех налоговых поступлений в бюджет, исключая ввозные таможенные пошлины.
Трансферты не имеют целевого назначения. Они передаются администрации соответствующего субъекта, которая тратит выделенные средства по своему усмотрению. Определены основные направления расходования средств, перечисляемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, и внедрен нормативно-расчетный метод распределения финансовой помощи по регионам (трансфертов). При формировании трансфертов используется формула «выравнивания», предполагающая подтягивание текущих доходов бюджетов субъектов Федерации до 95% среднедушевых доходов по РФ и корректировку их на поправочный коэффициент (отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому по всем регионам) [9, c. 22].