Механизм финансирования дорожного хозяйства Российской Федерации (РФ) в период с 01.01.1992 г. по 01.01.2003 г. функционировал в соответствии с основами, заложенными в Законе РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.1991 г. № 1759-1.
Данный Закон предусматривал образование финансовых ресурсов для развития и содержания сети автомобильных дорог общего пользования и определял общие правовые основы создания дорожных фондов, подконтрольных органам государственной власти, назначение и порядок использования средств из этих фондов. В целом, несовершенство законодательной базы, отсутствие бюджетных ассигнований, предусмотренных Программой "Дороги России" 1995 - 2000 гг., отвлечение средств дорожных фондов на другие цели привели к тому, что данная Программа была профинансирована только на 48 % (фактическое финансирование в ценах 2001 г. составило 884 млрд. руб. при планируемой величине 1850 млрд. руб.).
В 2000 г. на нужды дорожного хозяйства было направлено около 211 млрд. руб., в 2001 г. - 205 млрд. руб., в 2002 г. - 210 млрд. руб.
До дефолта 1998 г. годовой консолидированный бюджет дорожных фондов Российской Федерации составлял около 11 млрд. долл., после дефолта - составлял около 7 млрд. долл., а по оценкам специалистов, нормальной финансовой базой для ускоренного развития национальной дорожной сети дорог является сумма в 25 млрд. долл. Для сравнения, ежегодно годовой консолидированный бюджет дорожных фондов в США составляет 107 млрд. долл., в Германии - 34 млрд. долл., в Италии - 21 млрд. долл.
С 01.01.2003 г. система финансирования автомобильных дорог стала определяться Федеральным Законом
от 24.07.2002 г. №110 - ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
ГЛАВА 2. Нормативно-правовое обеспечение системы финансирования дорожной отрасли