ФНС обладает меньшим количеством полномочий по сравнению с упраздненным МНС РФ. Функции МНС РФ по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы в настоящее время Минфину России. И Минфин, и ФНС, и их структурные подразделения обязаны вести разъяснительную работу по вопросам налогов и сборов.
В настоящее время ФНС России имеет следующую структуру:
Ø Центральный аппарат ФНС (26 управлений)
Ø Управление ФНС России по субъектам РФ;
Ø Межрайонные инспекции (МРИ) ФНС по субъекту РФ;
Ø Территориальные инспекции;
Ø Межрегиональные инспекции (МИ) по крупнейшим налогоплательщикам;
Ø Межрегиональные инспекции (МИ) по централизованной обработке данных;
Ø Прочие структуры:
· главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС (ГНИВЦ);
· государственный научно-исследовательский институт развития налогов и сборов (ГНИИРАНС);
· 5 учебно-методических центров;
· печатные издания: «Российский налоговый курьер», налоговая практика.
В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, МРИ и МИ строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.
Законом РФ «О Налоговых органах» дано следующее определение: Налоговые органы РФ - это единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемых в пределах компетенции налоговых органов.
На всех 3-х уровнях налогового администрирования можно выделить общие функции, которые реализуются налоговыми органами в процессе их деятельности:
УРОВЕНЬ - Федеральный:
. участие в разработке проектов новых законов о налогах и сборах и проведение единой налоговой политики на территории всей страны;
. руководство налоговыми органами, в том числе методическое обеспечение проводимого ими налогового администрирования;
. разработка и утверждение обязательных для налогоплательщиков форм налоговых деклараций и установление порядка их заполнения;
. осуществление мер по созданию информационных систем, компьютеризации налогового контроля;
. разъяснительная и информационная работа по применению законодательства РФ по налогам и сборам.
УРОВЕНЬ - По субъектам федерации:
. руководство налоговыми инспекциями, определение стратегии инспекции в целом;
. методическое обеспечение сложных и спорных вопросов камеральных и документальных проверок отчетности предприятий и граждан;
. юридическое обоснование деятельности налоговых инспекций;
. методическое обеспечение вопросов взаимосвязи с финансовыми органами и банками, ведение лицевых счетов налогоплательщиков;
. проведение анализа деятельности налоговых инспекций по различным информационным срезам и прогнозирование последствий принятия тех или иных решений;
. ведение централизованной базы данных реестра налогоплательщиков.
УРОВЕНЬ - Местный (территориальный):
. своевременный и полный учет плательщиков налогов, платежей в бюджет;
. регистрация налогоплательщиков;
. ведение регистрационных дел налогоплательщиков;
. снятие с учета налогоплательщика;
. обеспечение правильности исчисления платежей граждан РФ, доведение их до сведения граждан, контроль за поступлением этих платежей в бюджет;
. регистрация и учет ККМ, контроль за их использованием;
. контроль за использованием акцизных марок;
. передача правоохранительным и судебным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
. рассмотрение заявлений, предложений, жалоб граждан, предприятий, организаций по вопросам налогообложения и жалоб на действия должностных лиц государственной налоговой инспекции;
. информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснение им системы налогообложения и т.п.