•с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
•с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения ФСП.
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы - с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки - для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики - для своевременного получения платежей; налоговые инспекции - для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний [7, с.96].
Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его цель - обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство [7, с.96].
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности [7, с.96]:
• множественность субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;
•разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
•наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
•ориентация анализа только на внешнюю отчетность;
•ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;
•максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Практика финансового анализа уже выработала методику анализа финансовых отчетов. Можно выделить шесть основных видов анализа [7, с.97]:
•горизонтальный (ременной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
•вертикальный (структурный) анализ - определение структуры финансовых показателей;
•трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;
•анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) - расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
•сравнительный анализ, который делится на:
внутрихозяйственный - сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений, межхозяйственный - сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми;
факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.
Анализ финансового состояния предприятия на этапе анализа финансовых отчетов начинается с «чтения» бухгалтерского баланса, при этом выявляются важнейшие характеристики:
•общая стоимость имущества предприятия;
•стоимость иммобилизованных и мобильных средств;
•величина собственных и заемных средств предприятия и др.
Проведение горизонтального анализа позволяет сопоставить между собой величины конкретных статей баланса в абсолютном и относительном выражении за рассматриваемый период и определить их изменение за этот период.
Вертикальный анализ устанавливает структуру баланса и выявляет динамику ее изменения за анализируемый период (месяц, квартал, год).