Прибыль - это один из наиболее спорных, противоречивых, многозначных терминов, что подтверждает, например, наличие множества синонимов - барыш, навар, выгода, «подъем», доход. Зачастую под словом «прибыль» понимают разные вещи. Например, сравним прибыль в представлении предпринимателя (собственника) и бухгалтера или налогового инспектора, т.е. прибыль в кармане и прибыль в отчетности.
Категория «прибыль», источники ее формирования служат объектом исследования, начиная со времен Платона и Аристотеля. А. Смит и Д. Рикардо впервые сформулировали факторную модель формирования прибыли как результат использования производственных ресурсов: материальных, труда и капитала. Известно, что К. Маркс и Ф. Энгельс основным источником формирования прибыли считали труд работников производственной сферы (трудовая теория стоимости) и рассматривали прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Неоклассическая теория предпринимательской прибыли увязывает уровень прибыли с уровнем риска. Кроме того, существует теория инновационной прибыли другие.
Следует заметить, что в настоящее время цель максимизации прибыли, в соответствии с классической экономической теорией, стоит рассматривать с учетом обеспечения финансового равновесия по теории устойчивого экономического роста как тактическую задачу в рамках стратегии повышения рыночной стоимости компании и роста благосостояния собственников. Очевидно, что такая систематизация устраняет кажущееся противоречие и позволяет выстроить иерархию целей управления.
Конкретные права собственности формируют определенные ожидания. Вкладывая капитал, предприниматель ожидает получить определенный доход. Прибыль как итог предпринимательской деятельности распределяется между собственниками в соответствии с их вкладами в этот бизнес, служит компенсацией за риск этих вложений при благоприятном развитии. Убытки также ложатся на плечи собственников, уменьшая собственный капитал.
Однако парадокс состоит в том, что люди всегда готовы оспорить заслуженность высоких доходов, их нередко называют упавшими с неба, приписывая везению, стечению обстоятельств. Как следствие, нередко возникает требование делиться. Если ожидания не оправдались и получены убытки, то люди не слишком охотно предъявляют права на них и не противятся такому нарушению права собственности со стороны общества, как компенсация убытков.
Считается, что предпринимательская активность напрямую связана с принятыми в обществе правами собственности и предпринимательскую активность стимулирует защищенное право присваивать полученный доход и нести ответственность за убытки. Если ожидают, что прибыль будет конфискована, а убытки компенсированы, то действия отличаются пассивностью, ограничиваются выполнением обязанностей, плановых заданий. Если прибыль конфискуется, а убытки не компенсируются, то управленческие решения сводятся к среднему уровню - принимаются только краткосрочные проекты, уменьшается объем инвестиций, замедляется экономическое развитие.
Проанализируем представленные в специальной литературе ситуации применительно к реалиям российской экономики:
Ситуация 1.
Предприниматель действует на свой страх и риск - присваивает прибыль, несет ответственность за убытки - это, видимо, то, что принято называть рыночной экономикой.
Ситуация 2.
Прибыль «конфискуется», убытки компенсируются - это хозяйствование в условиях централизованного регулирования экономики, когда действия сводятся к выполнению планов, заданий, должностных инструкций.
К сожалению, объявленный и запущенный переход от плановой к рыночной экономике привел к тому, что предприниматели, рискуя, несут ответственность за убытки, а прибыль «конфискуется» благодаря инфляции и коррупции, дефолту и кризису, спровоцированным финансовыми спекуляциями. Поэтому действия предпринимателей и менеджеров в настоящее время сводятся к оперативным решениям - к «латанию дыр», к выживанию.
Также стоит заметить, что прибыль ни в коем случае нельзя считать главным ориентиром, мерилом ценности бизнеса. Показатель прибыли используют для оценки результативности, эффективности деятельности за определенный период, а возможности и потенциал развития компании связаны с генерируемыми ею денежными потоками. Несмотря на популярность показателей прибыли как критерия оценки успешной работы предприятия, их слабые стороны давно не представляют ни для кого секрета, поскольку распространена практика манипулирования показателями прибыли с целью приукрашивания действительности либо сокрытия налоговой базы. Наоборот, иногда резкое увеличение прибыли может свидетельствовать о приближающемся крахе фирмы - нередко такое «выжимание последних соков» достигается рискованными действиями и чревато срывами ликвидности, потерей финансовой устойчивости.