Для обеспечения основных принципов анализа - системности и комплексности, экономичности, нацеленности на решение проблем - перед его проведением формируют систему аналитических показателей. В систему включают минимально необходимое и достаточное количество взаимосвязанных аналитических показателей, среди которых:
натуральные и стоимостные;
абсолютные и относительные;
средние и удельные;
конечные и частные;
количественные и качественные характеристики.
В рамках управления прибылью целесообразно использовать приемы следующих видов анализа:
динамика прибыли;
вертикальный анализ (структура доходов и расходов);
анализ коэффициентов (рентабельность);
факторный анализ.
При этом распространенный в учебной практике факторный анализ прибыли в форме оценки влияния на прибыль изменения отпускных цен, цен на материалы и тарифов на услуги, изменений в объеме товаров, экономии от снижения себестоимости (структурные сдвиги) и прочего характеризуется громоздкостью расчетов, поэтому следует самостоятельно оценивать целесообразность таких расчетов для принятия управленческих решений.
Цель проведения анализа - не техническое совершенство, а выявление сфер разногласий. Количественные методы анализа всегда требуют качественной проверки полученных выводов опытными специалистами-экспертами. Анализ проводится для постановки проблемы и подготовки управленческих решений. Анализ осуществляется в следующей последовательности:
определение целей анализа;
сбор информации;
обработка информации с целью обеспечения достоверности и сопоставимости данных;
формирование системы аналитических показателей;
разработка алгоритма проведения анализа;
расчет показателей, составление аналитических таблиц, схем, диаграмм;
сравнение рассчитанных показателей с плановыми величинами, с нормативами, со среднеотраслевыми данными;
определение факторов, влияющих на показатели;
построение факторных моделей, анализ взаимосвязи и взаимозависимости показателей, факторов;
постановка проблемы - обобщение результатов анализа, выводы, рекомендации для принятия управленческих решений.
Финансовые менеджеры в процессе принятия решений используют данные - анализа данных, представленных в бухгалтерской отчетности. К сожалению, отчетность российских организаций используется для различных непрофильных целей: расчета налогов, контроля за хозяйственной деятельностью, определения имущественных прав и обязательств юридических лиц и т.п. Вплоть до настоящего времени она не может быть использована по своему прямому назначению - для принятия экономических решений, так как не показывает реального финансового положения и реальных итогов деятельности организаций.
Возрастание роли финансовых менеджеров в управлении фирмой не означает самодостаточности финансового анализа - интерпретация его результатов, принятие результативных управленческих решений возможны лишь в тесном сотрудничестве с менеджерами-производственниками. Для выработки действенных управленческих решений необходимо результаты финансового анализа рассматривать во взаимосвязи с анализом рынка, управленческим учетом и управленческим анализом. В свою очередь, руководители и ведущие специалисты должны иметь представление о том, как деятельность их подразделений влияет на финансовые параметры, и быть, соответственно, мотивированными в улучшении этих параметров.
Выводы
С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируются его цели и задачи.
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.
Прибыль определяемая как превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров является конечной производственной целью любого предприятия, работающего в условиях рыночной экономики.
Управление прибылью предприятия, полученной в результате его хозяйственной деятельности, охватывает процессы планирования, формирования, распределения и использования прибыли. Управление прибылью необходимо рассматривать в комплексе с анализом всех аспектов деятельности предприятия, так как на прибыль оказывают прямое и косвенное влияние многообразие внешних и внутренних факторов.
От эффективного распределения и использования прибыли, полученной за ближайший прошедший период времени, во многом зависят дальнейшие размеры прибыли, как в краткосрочной перспективе (следующий отчетный период), так и в долгосрочной, включающей ближайшие годы.