В условиях рыночных отношений конечным финансовым результатом деятельности предприятия служит прибыль. От ее величины, структуры и динамики зависит уровень финансовой устойчивости предприятия. План по прибыли как директивный показатель в условиях рынка предприятиям не устанавливается. Однако в отдельных учебных пособиях рекомендуется проводить проверку обоснованности и напряженности плана по прибыли. Представляется, что в настоящее время план должен принимать форму краткосрочного прогноза и более целесообразно определять расчетные, прогнозируемые величины прибыли. Но это требует создания системы прогнозирования объема продаж, а также налаживания на предприятиях системы калькулирования затрат и их прогнозирования, применения соответствующих прогнозных моделей. Для проведения этой работы аудиторы, бухгалтеры и экономисты предприятия должны привлекать соответствующих специалистов по изучению рынка и экономико-математическому моделированию.
На большинстве предприятий наиболее существенной составляющей прибыли до налогообложения, служит, как правило, прибыль (убыток) от основной деятельности, т.е. от продажи (реализации) товаров, продукции, работ, услуг.
Поэтому необходимо рассмотреть методику её факторного анализа, исходя из данных, представленных в таблице 3.
Индекс цен (1,12) свидетельствует о том, что в среднем по всей продукции, реализованной в отчетном периоде, цены отчетного периода выше цен предыдущего периода на 12,0%.
Таблица 3
Анализ прибыли от продаж товаров, продукции, работ, услуг ООО «Альянс» за 2010-2011 гг., руб.
Показатель |
2010 г. |
по ценам на продукцию 2010 г. к объему продаж 2011 г. |
2011 г. |
1. Выручка-нетто от реализации продукции, работ, услуг |
5 233913 |
3 902 451 |
4 434 603 |
2. Себестоимость проданной продукции, работ, услуг |
4 572142 |
3 559 948 |
4 045 395 |
3. Коммерческие расходы |
35 091 |
21 136 |
24 018 |
4. Управленческие расходы |
135 425 |
86 035 |
97 767 |
5. Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
4 742658 |
3 667 118 |
4 167 180 |
6. Прибыль от продаж |
491 255 |
235 332 |
267 423 |
Фактический финансовый результат от продажи товаров, продукции, работ, услуг в отчетном периоде уменьшился по сравнению с предыдущим на 223 832 руб. (267 423 - 491 255), в том числе за счет влияния изменения:
Цен на проданные товары, продукцию, работы, услуги:
434 603 - 3 902 451= +532 152 ( руб.);
Полной себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг:
667 118 - 4 167 180= -500 062 ( руб.), в т.ч.:
операционной себестоимости:
559 948 - 4 045 395= -485 447 ( руб.);
коммерческих расходов:
136 - 24 018= -2 882 ( руб.);
управленческих расходов:
035 - 97 767= -11 732 ( руб.).
Физического объема продажи товаров, продукции, работ, услуг:
332 - 491 255= -255 923 (руб.);
Баланс факторов:
+532 152 + (-500 062) + (-255 923)= -223 832( руб.).
Можно определить влияние факторов и в процентном выражении:
влияние изменения цен на проданные товары, продукцию, работы, услуги:
152/|-223 832| *100%= +237,75%;
влияние изменения полной себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг:
062/|-223 832| *100%= -223,41%;
в т.ч., операционной себестоимости: