Одна из основных проблем многих организаций - дефицит денежных средств, вызванный стремительным ростом дебиторской задолженности или неоправданным увеличением запасов сырья и готовой продукции. Избежать подобных проблем компания может, внедрив систему нормирования оборотных активов. Для этого необходимо рассчитывать нормативы оборотных активов, тестировать правильность полученных результатов и автоматизировать процедуры корректировки и контроля установленных норм [50, с.35].
Но создание нормативов для всех оборотных активов неоправданно. Как правило, к ненормируемым статьям оборотных активов относятся «Расходы будущих периодов», «НДС», «Прочие дебиторы и кредиторы». Целесообразно нормировать только те статьи оборотных активов, в отношении которых соблюдаются следующие условия [45, с.283]:
. хозяйственные операции относительно оборотных активов носят регулярный характер. Примером могут служить производственные предприятия, где постоянно нормируются производственные запасы, используемые в производстве крупных партий продукции. При этом для запасов сырья, приобретаемого под отдельные небольшие заказы, нормативы не создаются;
. оборотные активы, для которых планируется рассчитать норматив, должны быть однородны по своему составу. Например, нормирование такой статьи, как «Прочая дебиторская задолженность», неоднородной по своему составу, достаточно трудоемко и может быть оценено как экономически неоправданное. Как правило, она возникает в результате нетипичной деятельности компании и не превышает 5-10% от общей дебиторской задолженности [50, с.37]. Следовательно, что даже значительное снижение данной статьи оборотных активов в результате нормирования не принесет видимых результатов;
. организация имеет возможность управлять данным видом оборотных активов. Зачастую некоторая часть дебиторской задолженности оказывается неподконтрольной организации. Такая ситуация может наблюдаться в работе небольших торговых и производственных компаний, поставляющих свою продукцию в крупные супермаркеты. Очевидно, что для небольших компаний реализация своей продукции через супермаркеты - это перспективы их роста и увеличения объемов продаж. Но при этом менеджеры супермаркетов понимают, что могут диктовать свой порядок работы, и нередко нарушают заключенные договоры в части сроков погашения задолженности, несмотря на штрафные санкции. Опасаясь лишиться каналов сбыта и спада продаж, поставщики вынуждены соглашаться с продиктованными им условиями продаж [29, с. 48].
Практика показывает, что величина собственных оборотных активов должна быть положительной. У большинства производственных организаций значительная величина собственных активов (собственного уставного капитала) вложена в основные средства, формирование которых требуют долговременного способа их финансирования, так как организация не может лишиться жизненно важного имущества в виде зданий, машин, оборудования [30, с.28]. Вместе с тем формирование оборотных средств должно осуществляться в первую очередь за счет краткосрочных пассивов, что отражается на показателях платежеспособности и ликвидности организации.
Отрицательное значение, т. е. отсутствие, собственных оборотных активов, для производственной организации - это плохо, хотя иногда временно возможно. При увеличении объема продаж и росте прибыли такая ситуация исчезает. Если недостаток собственных оборотных активов возникает достаточно часто, то такая ситуация является рискованной. Это может привести к нехватке финансирования внеоборотных активов.