Одним из важнейших условий успешной работы предприятия в условиях формирования рыночных отношений, в которых находится современная Россия, является умелое управление его финансами, без чего невозможны рентабельная работа, его устойчивое финансовое состояние, нормальные взаимоотношения с покупателями и поставщиками, с кредитными организациями и инвесторами.
Управление финансами - это не только и не столько перераспределение денежных средств (как на уровне государства - Государственный бюджет, так и на уровне отдельно взятой фирмы), но и эффективный контроль за соответствием параметров денежных потоков их плановым значениям, своевременное устранение разного рода препятствий их движению, выбор наиболее дешевых источников получения финансовых ресурсов, определение оптимальных вариантов их инвестирования и др.
Финансовое состояние современного российского предприятия на данный момент времени является результатом, во-первых, предшествовавшего периода существования предприятия и, во-вторых, решений, принятых за отчетный период -
год, квартал, месяц. Его можно охарактеризовать совокупностью параметров, отражающих потенциал предприятия и его использование. К ним относятся [8, с. 96]:
размеры активов, которыми располагает предприятие, и их соответствие объемам производства и продаж;
обеспеченность предприятия собственным капиталом и его зависимость от заемных источников финансирования;
рентабельность предприятия, его способность генерировать прибыль, достаточную для покрытия затрат на поддержание своего потенциала;
поток наличности, его образование и использование;
соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, показатели текущей ликвидности и др.
Острой проблемой сегодняшнего дня является и то, что достаточно высокий уровень дебиторской задолженности предприятия, а это в свою очередь приводит к высоким потерями. Прилагаются огромные усилия, принимаются неординарные меры, направленные на погашение неплатежей покупателей и поставщиков. Многие предприятия вынуждены компенсировать выведенную из оборота часть средств - в виде дебиторской задолженности за счёт заемных средств, при этом их значительная часть предоставляется кредитными учреждениями в виде векселей (финансовый вексель), которые наряду с товарными векселями получили широкое распространение в системе расчетов.
Экономический смысл дебиторской задолженности весьма прост ─ это средства предприятия, находящиеся во временном пользовании у третьих лиц (покупателей продукции, собственный работников и др.). Основной удельный вес в дебиторах обычно приходится на покупателей и заказчиков, которым была отгружена продукция, но которые еще не успели ее оплатить.
Дебиторская задолженность условно делится на два вида: нормальная и неоправданная. Нормальная дебиторская задолженность возникает не из-за недочетов в хозяйственной деятельности предприятия, а вследствие применяемых форм расчетов за товары и услуги, поскольку, как правило, продукция продается с отсрочкой платежа. Подобная дебиторская задолженность, естественно, не желательна, но она вынужденно необходима. Иное дело с неоправданной дебиторской задолженностью, возникающей обычно вследствие недостатков в работе предприятия (например, как результат выявленных недостач, растрат и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств) или ненадлежащего исполнения работниками своих функциональных обязанностей (например, ослаблен контроль за исполнением дебиторами своих обязательств). Наличие крупной дебиторской задолженности следует рассматривать как фактор, отрицательно влияющий на финансовое положение предприятия, а рост её удельного веса в итоге баланса свидетельствует о его ухудшении [8, с. 99].