С появлением государства возникли и его потребности, которые необходимо было финансировать, что способствовало появлению таких финансовых категорий, как государственные налоги, расходы, бюджет. Развитие государства привело к расширению его функций, росту потребностей. Это вызвало увеличение государственных расходов.
С течением времени налогов и неналоговых доходов для покрытия всех государственных расходов оказалось недостаточно, и государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и тому подобных. Монарх и его правительство направляли средства, полученные с помощью займов, в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного долга.
Государственный долг - это временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов (правительственные займы).
К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а так же долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний государственный долг. Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки, но оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте. Внешний государственный долг - это сумма финансовых обязательств одного государства по отношению к другим. Он должен быть погашен в определенный срок и его погашение осуществляется свободно конвертируемой валютой.
Государственный внешний долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
- объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
- объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
Величина государственного внешнего долга зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего государственного долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли - это служит одним из факторов изменения общей величины этого долга.
Увеличение государственного внешнего долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Также он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок. Поэтому государство должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях, тем более сейчас, в условиях глобального финансово-экономического кризиса.
Внешние заимствования приводят к увеличению объема финансовых ресурсов страны и позволяют увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги. Вместе с тем они могут использоваться для оплаты государственных закупок за рубежом, возврата полученных ранее кредитов.
Последствия государственного внешнего долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.
При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.