Существование государственного внешнего долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным внешним долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного внешнего долга.
Целью управления государственным внешним долгом является нахождение оптимального состояния между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
Управление государственным внешним долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов России с помощью определенных методов. Правительство Российской Федерации в «Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации» придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным внешним долгом:
сохранение объема государственного внешнего долга на экономически безопасном уровне;
сокращение стоимости обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.
Методы управления государственным внешним долгом можно подразделить на административные и финансовые.
Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления. Они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.
Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.
Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются следующие методы управления государственным внешним долгом: консолидация займов, реструктуризация, рефинансирование, конверсия займов, аннулирование. Управление государственным внешним долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.
Рис. 1. Методы управления государственным внешним долгом
Из всего многообразия существующих методов управления государственным внешним долгом в Российской Федерации применяется метод конверсии. Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности товарными поставками.
конверсия - применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;
Меры, направленные на поддержание платёжеспособности кредиторов в средней и долгосрочной перспективе, получили название пересмотра (реструктуризации) долга.
Реструктуризация государственного внешнего долга включает сочетание различных мер:
· перенос платежей, т. е. перенос сроков платежей основной части долга, процентов по долгу или всех платежей по обслуживанию долга на более поздний период по сравнению с первоначально согласованным;
· сокращение долга - снижение суммы невыплаченной задолженности путем либо прямого списания (прощения) части долга, либо продажи его со скидкой на вторичном рынке, либо перевод (конверсия) в какие - либо национальные активы страны (ценные бумаги, акции должника); Основанием для списания кредитором долговых обязательств полностью или частично может стать весьма низкая вероятность, а точнее, практическое отсутствие возможностей погашения долговых обязательств в связи со снижением стоимости реальных активов;
· рекапитализация - обмен долгов на облигации должников или предоставление новых кредитов с целевым назначением оплаты прошлых долгов;
· взаимозачет, или обмен в национальной валюте одного долга на другой.