При наличии тенденции к сокращению внешнего долга Российской Федерации и снижению долговой нагрузки на экономику Российской Федерации его структура по прежнему не является оптимальной с точки зрения управления долгом.
В структуре государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года 74,3% обязательств приходится на рыночные инструменты, т. е. ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. К ним относятся еврооблигации, облигации внутреннего государственного валютного займа и облигации государственного валютного займа.
Положительным моментом в сфере управления государственным внешним долгом РФ является значительное снижение доли государственной задолженности по кредитам, полученным от правительств иностранных государств. По состоянию на 1 января 2010 года этот долг составил 11,02% от общей суммы государственного внешнего долга России. Вследствие этого управление нерыночной частью долга представляется возможным с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.
Несмотря на достигнутые в течение последних лет положительные результаты по совершенствованию системы управления государственным внешним долгом, сохраняется ряд факторов, отрицательно влияющих на проведение эффективной политики в области государственных заимствований и управления государственным долгом.
Эти факторы могут быть разделены на внешние по отношению к системе управления государственным внешним долгом и внутренние, характеризующие эффективность самой системы управления государственным долгом.
К числу внешних факторов относятся:
§ высокая степень зависимости платежеспособности России от состояния мировых рынков энергоносителей и сырья;
§ отсутствие устойчивого доступа России на международные рынки капитала на благоприятных условиях;
§ недостатки в законодательном разграничении компетенции органов государственной власти в области управления государственным внешним долгом;
§ отсутствие механизма координации заемной и кредитно-денежной политики на среднесрочную перспективу, включающего определение полномочий, процедур и методов взаимодействия, мер ответственности органов государственной исполнительной власти и Банка России, а так же четкого порядка обмена информацией между ними;
§ недостаток квалифицированных кадров в системе управления государственным внешним долгом и низкий уровень технического и технологического обеспечения.
Внутренние факторы:
§ отсутствие единого механизма управления государственным внутренним и государственным внешним долгом;
§ наличие нескольких не интегрированных между собой баз данных по государственному внешнему долгу в Минфине России, Банке России и Внешэкономбанке;
§ неразвитые процедуры долгосрочного планирования заимствований и моделирования долговой ситуации;
§ отсутствие механизма регулирования, мониторинга и оценки субфедеральных, региональных, муниципальных и корпоративных заимствований.
Действие указанных факторов предопределяет уязвимость долгового положения России в случае ухудшения мировой экономической конъюнктуры, неспособность сложившейся системы управления государственным внешним долгом предотвратить или смягчить кризисы при возникновении неблагоприятной ситуации в финансовой сфере. Значительные колебания котировок рыночных долговых обязательств Российской Федерации также обуславливают необходимость реформирования системы управления государственным внешним долгом с целью пересмотра принципов ее функционирования с учетом мирового опыта и особенностей текущего положения страны.
Выводы
Государственный внешний долг разнороден, составляющие его элементы нуждаются в специфических механизмах регулирования с использованием различных финансовых инструментов. Многие составляющие имеют высокую степень неопределенности и нуждаются в специальном анализе для выбора наиболее эффективных методов решения.
На основе проведенного анализа управления государственным внешним долгом можно выделить положительные моменты: сохраняется тенденция к сокращению государственного внешнего долга; повышается доля рыночных инструментов.