Форма отказа налогового органа во взыскании с дебиторов сумм задолженности по налогам и пене не предусмотрена. О невозможности взыскать налоги (пеню) за счет дебиторов налоговый инспектор обычно информирует плательщика-организацию в устной форме. Чтобы получить письменный ответ от налогового органа о причинах, по которым задолженность не взыскана (если начальник (заместитель) начальника налогового органа не принял соответствующее решение), организация вправе обратиться в налоговый орган с письменной просьбой (заявлением) о разъяснении этих причин (подп. 1.2 ст. 21 НК). Формулировка заявления может быть такой:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ За ЧТУП "Товары" числится задолженность по уплате налогов по│
│состоянию на 01.01.2011 в размере 3000000 руб. Перечень дебиторов (или│
│заявление об уступке права требования), акты сверки взаимных расчетов и│
│копии договоров купли │
│ продажи были направлены в ваш адрес 03.01.2011. Однако решение о│
│взыскании налогов за счет средств дебиторов на основании ч. 2 ст. 58 НК│
│не было вынесено, суммы налогов не взысканы с банковских счетов│
│дебиторов (по нашим сведениям, денежные средства на счетах дебиторов│
│имеются). │
│ В связи с этим прошу разъяснить, по какой причине задолженность│
│ЧТУП "Товары" по налогам не взыскана за счет средств организаций│
│дебиторов │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Обращение должно быть подписано уполномоченным лицом и заверено печатью организации.
По результатам рассмотрения этого обращения налоговый орган должен направить организации письменный ответ (решение по обращению).
Организация вправе в течение 30 календарных дней со дня отказа во взыскании налогов (пени) с дебиторов обжаловать действия руководителя налогового органа, в который были направлены сведения о дебиторах. Письменная жалоба с обосновывающими ее документами подается должностному лицу, которому непосредственно подчиняется руководитель налогового органа, куда были представлены сведения о дебиторах. Срок рассмотрения жалоб - месяц (подп. 1.10 ст. 21, ст. 85 - 88 НК). Решение по жалобе направляется организации-заявителю в течение трех рабочих дней со дня его принятия заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается представителю организации под роспись (п. 3 ст. 88 НК).
Надлежащее оформление организацией направляемых в налоговые органы документов о дебиторской задолженности и соблюдение срока их подачи поможет исполнить налоговое обязательство даже при наличии финансовых затруднений и сэкономить на судебных расходах при взыскании с дебиторов сумм задолженности. Своевременная оплата по заключенным договорам (подписание дополнительных соглашений об изменении сроков, способа расчетов и т.п.) предотвратит нежелательное бесспорное списание средств налоговыми органами с банковских счетов дебиторов и ухудшение отношений между субъектами хозяйствования.