Ревальва
́
ция
(англ. value - ценность) - повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, международным счётным денежным единицам, золоту. Действие, противоположное девальвации. До отмены золотых паритетов ревальвация сопровождалась одновременным повышением золотого содержания валюты. Для страны, ревальвирующей свою валюту, возникает возможность приобрести иностранную валюту дешевле. Поэтому к ревальвации прибегают, когда интересы экспортеров капитала и импортеров товаров берут верх над интересами должников и экспортёров товаров. Ревальвация используется также для борьбы с инфляцией и с целью сдерживания роста активного сальдо платёжного баланса. В условиях бумажноденежного обращения девальвация и ревальвация используются в основном для регулирования курса национальных валют. На внутреннем рынке под влиянием инфляции её покупательная способность может и снижаться, хотя и в меньшей степени, чем в других странах.
Девальва
́
ция
(лат. de - понижение; лат. valeo - иметь значение, стоить) - уменьшение золотого содержания денежной единицы в условиях золотого стандарта. В современных условиях термин применяется для ситуаций официального снижения курса национальной валюты по отношению к твёрдым валютам в системах с фиксированным курсом валюты, устанавливаемым денежными властями [1]. Девальвация рассматривается как инструмент центральных банков по управлению национальной валютой, противоположный ревальвации.
В условиях плавающего валютного курса не происходит прямого официального назначения стоимости национальной валюты. Поэтому для ситуации снижения курса валюты применяется термин обесценивание (англ. depreciation), а для ситуации роста курса валюты термин подорожание (англ. appreciation) [2][1]. Центральный банк может лишь косвенными методами (валютными интервенциями) изменять курс. В этих условиях обесценение или подорожание будет не результатом принятия официального документа, а результатом изменения стоимости валюты под воздействием рыночных механизмов.
Курс рубля в России привязан к «корзине валют», где 55% долларов и 45% евро в пределах валютного коридора, установленного Центробанком. Для осуществления девальвации рубля нужно расширить верхнюю границу валютного коридора и не препятствовать движению цен на евро и доллар вверх на валютных торгах.
Девальвация и инфляция
Термин «инфляция» близок по значению к термину «девальвация», однако первый чаще относят к покупательной способности национальной валюты на местном товарном рынке, а второй - покупательной способности в отношении иностранных валют. По смыслу, и то и другое характеризуется изменением покупательной способности. Часто девальвация валюты может быть одной из причин инфляции внутри страны. Однако иностранные валюты также подвержены инфляции, поэтому инфляция возможна и без девальвации. Если же иностранные валюты подвержены дефляции, то возможна девальвация без инфляции.
Виды девальвации
Различают официальную (открытую) и скрытую девальвации.
При открытой девальвации Центральный банк страны официально объявляет девальвацию национальной валюты, из обращения изымаются обесцененные бумажные деньги или происходит обмен таких денег на новые, устойчивые кредитные деньги (но по курсу, соответствующему обесценению старых денег, то есть более низкому).
При скрытой девальвации государство снижает реальную стоимость денежной единицы по отношению к иностранным валютам, не изымая обесценившиеся деньги из обращения.
Открытая девальвация вызывает понижение товарных цен, скрытая же девальвация не ведет сама по себе к изменению цен.
Причины девальвации
Причинами девальвации национальной валюты могут быть инфляция или дефицит платёжных балансов [3].
Хотя девальвация вызывается макроэкономическими факторами, непосредственное снижение курса валюты вызывается решением регулирующих органов в стране. Таким решением может быть официальное снижение фиксированного руководством страны курса, отказ от поддержки курса валюты, отказ от привязки курса валюты к валютам других стран или валютным корзинам с целью уменьшения дефицита платежного баланса страны, повышения конкурентоспособности производимых товаров на мировом рынке, стимулирования внутреннего производства.