. Характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия.
Выплаты прибыли, предусмотренной к потреблению собственниками и персоналом предприятия, осуществляются, как правило, в
денежной форме, т.е. в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления, уровень платежеспособности предприятия в текущем периоде может существенно снизиться.
Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой (ее основу составляет дивидендная политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли необходимо учитывать противоположные мотивации собственников предприятия (акционеров, вкладчиков) - получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.
Основной целью
политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости.
Исходя из этой цели, дивидендная политика
представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Таблица 1.Основные типы дивидендной политики акционерного общества
Определяющий подход к формированию дивидендной политики |
Варианты используемых типов дивидендной политики |
I. Консервативный подход |
1.Остаточная политика дивидендных выплат 2.Политика стабильного размера дивидендных выплат |
II. Умеренный (компромиссный) подход |
3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды |
III. Агрессивный подход |
4.Политика стабильного уровня дивидендов 5.Политика постоянного возрастания размера дивидендов |
Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:
. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия.
К
числу основных факторов этой группы относятся: