Финансовая служба строительной фирмы достаточно большая. Каждый филиал имеет свою бухгалтерию, но они в свою очередь отчитываются в главную бухгалтерию главка.
Рассматриваемая организация имеет линейно-штабную организационную структуру управления. Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать один из ее недостатков, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования.
Линейно-штабная структура включает в себя специализированные подразделения, которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций. В остальном, эта структура соответствует линейной.
ЗАО “МОСПРОМСТРОЙ” крупное предприятие, численность штата на 2010 составляла 7 100 человек, финансовая служба представлена генеральным директором, главным бухгалтером и финансовым отделом.
Таблица 2. Оценка управления финансами в ЗАО “МОСПРОМСТРОЙ”
№ |
Подсистема управления финансами |
Степень реализации |
1 1.1 1.2 |
Организационное обеспечение управления финансами. Структура и состав финансовой службы Подразделения финансовой службы Численность подразделений Уровень экономической квалификации управленческого персонала |
Главный бухгалтер Финансовый отдел 4 Высшее образование |
2 2.1 2.2 |
Финансовое планирование Направления планирования финансово-хозяйственной деятельности планирование объемов реализации планирование затрат планирование потребностей в оборотных средствах планирование потребности в персонале и фонда оплаты труда планирование прибыли составление плана движения денежных средств Разработка финансовой стратегии Текущее планирование финансовой деятельности Разработка оперативных планов и их привязка к центрам ответственности |
Есть Есть Есть Есть Есть Есть Ежегодно До 1 года Есть На 3 года |
3 3.1 3.2 |
Финансовый анализ Виды финансового анализа Периодичность финансового анализа |
Внутренний и внешний Ежеквартально |
4 4.1 |
Информационное обеспечение Уровень организации информационных потоков на предприятии |
Соблюдается Полная |
5 5.1 |
Финансовый контроль Степень реализации финансового контроля на предприятии Наличие контроля за выполнением планов Контроль за достоверностью бухгалтерской информации |
Осуществляется Есть Есть (1 раз в год) Осуществляется |
Из данной таблицы видно, что управлением и планированием финансами в ЗАО “МОСПРОМСТРОЙ” занимаются руководящие должности.
2.2 Функциональные обязанности сотрудников финансовой службы
Должностная инструкция - документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника.
Должностные инструкции разрабатывает руководитель подразделения для своих непосредственных подчиненных. Должностные инструкции на должности, находящиеся непосредственно в его подчинении, утверждает руководитель организации. На другие должности инструкции утверждают соответствующие заместители по функции. Первый экземпляр должностной инструкции на каждого работника хранится в отделе кадров, второй - у руководителя подразделения, третий - у работника.
Должностные инструкции разрабатывают в соответствии с положением о подразделении. Комплект должностных инструкций охватывает все функции подразделения и равномерно распределяет нагрузку между работниками с учетом уровня их квалификации. Каждая должностная инструкция содержит однозначное определение того, чем данная работа отличается от всех иных работ. Ответственность за полноту обеспечения организации должностными инструкциями лежит на начальнике отдела кадров.
Не существует стандарта, регламентирующего содержание и процедуру разработки должностной инструкции, в связи с чем, каждая организация имеет возможность самостоятельно формировать описание той или иной должности.
Главные функциональные обязанности сотрудников финансовой службы фирмы ЗАО «МОСПРОМСТРОЙ» предоставлены в таблице:
Таблица 3. Основные функциональные обязанности сотрудников финансовой службы предприятия ЗАО «МОСПРОМСТРОЙ"
Должность |
Функциональные обязанности |
Генеральный директор |
Руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и взаимодействие всех структурных подразделений на повышение эффективности работы предприятия, рост объемов сбыта продукции, и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции. Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательства перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров. Организует производственно-хозяйственную деятельность на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно-обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта, экономической эффективности ее производства, рационального использования производственных резервов и экономного расходования ресурсов. Обеспечивает соблюдение законности и правовых средств в деятельности предприятии. |
Главный бухгалтер |
Формирует учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации. Руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечивает предоставление информации внутренним и внешним пользователям. Организует работу по ведению регистров бухгалтерского учета, исполнению смет расходов, учету имущества, продажи продукции, выполнения работ (услуг), финансовых результатов деятельности организации. Обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств. Обеспечивает своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам. Обеспечивает контроль за расходованием средств фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников. Обеспечивает соблюдение финансовой и кассовой дисциплины. |
Начальник финансового отдела |
Организует управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в условиях рынка, в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли. Обеспечивает разработку финансовой стратегии предприятия и его финансовую устойчивость. Руководит разработкой проектов перспективных и текущих финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств. Обеспечивает доведение утвержденных финансовых показателей до подразделений предприятия. Участвует в подготовке проектов планов реализации продукции (работ, услуг), капитальных вложении, научных исследований и разработок, планировании себестоимости продукции и рентабельности производства, возглавляет работу по расчету прибыли и налога на прибыль. Осуществляет инвестиционную политику. Анализирует финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Осуществляет контроль за выполнением финансового плана и бюджета, плана реализации продукции, плана по прибыли и другим финансовым показателям. |
Начальник планово-экономического отдела |
Осуществляет руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятия. Возглавляет подготовку проектов текущих планов подразделениями предприятия по всем видам деятельности в соответствии с заказами потребителей продукции, работ (услуг) и заключенными договорами, а также обоснований и расчетов к ним. Участвует в разработке стратегии предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям. Руководит составлением бизнес-планов предприятия. |
Заместитель директора по коммерческим вопросам |
Осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в области материально-технического обеспечения, заготовки и хранения сырья, сбыта продукции на рынке и по договорам поставки, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания, обеспечивая эффективное и целевое использование материальных и финансовых ресурсов, снижение их потерь, ускорение оборачиваемости оборотных средств. Принимает меры по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров с поставщиками и потребителями сырья и продукции, расширению прямых и длительных хозяйственных связей, обеспечивает выполнение договорных обязательств по поставкам продукции (по ассортименту, качеству, срокам и другим условиям поставок). Осуществляет контроль за реализацией продукции, материально-техническим обеспечением предприятия, финансовыми и экономическими показателями деятельности предприятия, за правильным расходованием оборотных средств и целевым использованием банковского кредита и обеспечивает своевременную выплату заработной платы рабочим и служащим. |