Третья группа
- расходы на финансирование бюджетных учреждений и предприятий, которые обеспечивают гарантированные государством социальные услуги для отдельных категорий граждан, или финансирования программ, потребность в которых существует во всех регионах Украины. Осуществляются из бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов.
Согласно новому механизму организации межбюджетных отношений, расходы местных бюджетов делятся на две группы:
1) расходы, которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов;
) расходы, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов.
Первая группа расходов соответствует полномочиям, которые органы государственной власти делегируют органам местного самоуправления, а вторая - собственным полномочиям местного самоуправления.
Расходы местных бюджетов, которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, унифицированные и разграничены между такими группами местных бюджетов:
- бюджеты сел, поселков, городов районного значения и их объединений;
районные бюджеты, бюджеты городов республиканского (Автономной Республики Крым и городов областного значения;
бюджет Автономной Республики Крым и областные бюджеты. К расходов второй группы относятся расходы:
на местную пожарную охрану;
внешкольное образование;
социальная защита и социальное обеспечение (программы местного значения для детей, молодежи, женщин, семьи; местные программы социальной помощи отдельным категориям населения);
местные программы развития жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства населенных пунктов;
культурно-художественные программы местного значения;
программы поддержки кинематографии и средств массовой информации местного значения;
местные программы по развитию физической культуры и спорта;
типовое проектирование, реставрацию и охрану памятников архитектуры местного значения;
транспорт, дорожное хозяйство (регулирование цен на услуги метрополитена; эксплуатация дорожной системы местного значения; строительство, реконструкцию и содержание дорог местного значения);
мероприятия по организации спасения на водах;
обслуживание долга органов местного самоуправления;
программы природоохранных мероприятий местного значения;
управление коммунальным имуществом;
регулирование земельных отношений;
другие программы, утвержденные местным советом.
Целевое использование бюджетных средств обеспечивается с помощью группировка расходов бюджетов, которое может осуществляться по различным признакам. В бюджетной практике выделяют: функциональную, экономическую, ведомственную и программную классификацию бюджетных расходов.
В целом структура расходной части местных бюджетов Украины за последние годы является достаточно стабильной. Доля средств, которые тратились из местных бюджетов на содержание образовательных, медицинских и других учреждений социально-культурной сферы, оставалась практически неизменной, уменьшились расходы на обеспечение общественного порядка, безопасности и судебной власти, социальная защита и социальное обеспечение населения.
Не менее важным направлением расходования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с экономической деятельностью местной власти: экономическая, торговая и трудовая деятельность; сельское хозяйство, лесное хозяйство и охота, рыбное хозяйство; топливно-энергетический комплекс; другая промышленность и строительство; транспорт; связь, телекоммуникации и информатика. Несмотря на высокие темпы роста, абсолютные объемы расходов на развитие экономики являются недостаточными для нормального функционирования коммунального, жилищного, бытового хозяйств, входящих в состав местного хозяйства. Требует ремонта, а, следовательно, значительных капиталовложений, большая часть жилого фонда, дорог, канализационных и очистных сооружений.
В перспективе, вместе с улучшением экономического положения, обязательно встанет вопрос о замене самой природы бюджетного финансирования. Государство как заказчик услуг бюджетных учреждений должно их оплачивать с тем расчетом, чтобы не только возмещать понесенные расходы, но и давать возможность обновлять материально-техническую базу, поощрять работников, решать социальные проблемы коллектива. Согласно этому должны определяться тарифы на услуги учреждений социально-культурной сферы.
Вопрос целевого и экономного расходования бюджетных средств постоянно находится в центре внимания правительства Украины. Не случайно, что за последние годы был принят ряд мер, направленных на экономию бюджетных средств и повышения эффективности их использования.
Усилению контроля за использованием бюджетных средств способствовало принятие Бюджетного кодекса Украины, который бы описывал полномочия органов государственной власти по контролю за соблюдением бюджетного законодательства, определял ответственность распорядителей и получателей бюджетных средств за совершенные ими бюджетные правонарушения, в том числе и за нецелевое использование бюджетных средств. В Кодексе указано, что лица, виновные в нарушении бюджетного законодательства, несут гражданскую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.