Это и льготное кредитование, на выгодных предпринимателю условиях, льготный лизинг, льготный аутсоринг (услуги сторонних организаций по бухгалтерскому и юридическому обслуживанию), предоставление грантов, бизнес-инкубаторы (возможность снять хороший, функционирующий офис за умеренную плату) и многое другое.
Одной из самых привилегированных форм помощи малому бизнесу от государства, а так же стимулирования безработного населения к началу организации собственного дела, на сегодняшний день, является предоставление субсидий в денежном выражении (58 800 рублей) при регистрации себя в качестве индивидуального предпринимателя.
В 2011 году условия обеспечения настоящей субсидии претерпела некоторые изменения, и потенциальный предприниматель может реально получить не только 58 800 рублей единовременно (и естественно безвозмездно), но и 117 600 рублей в течении первого года ведения предпринимательской деятельности, с учетом выполнения определенных условий, в частности, трудоустройство не менее 2-х человек с территориального Центра занятости населения. Это немалая помощь малому бизнесу от государства.
Субсидия предоставляется на безвозмездной основе только согласно целевого использования субсидированной суммы. Это значит, что целевое расходование предоставляемой субсидии, предприниматель обязан подтвердить документально - товарные чеки, накладные, счет-фактуры, договора и другой документацией.
Для получения государственной поддержки в виде субсидии требуется написание и предоставление развернутого бизнес плана в Центр поддержки малого предпринимательства по региону или в Центр занятости населения в городе.
После изучения бизнес плана и уточнения всевозможных нюансов, гражданин регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя, предоставляет свидетельство о регистрации в тот же Центр, и на его лицевой счет в течении 10-30 дней перечисляются денежные средства.
Рассмотрим формы механизма осуществления финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства из федерального, региональных и местных бюджетов с точки зрения права.
Особое отдадим тому факту, что получатель субсидии, предоставляемой юридическому или физическому лицу - производителю товаров, работ или услуг, фактически получая средства из бюджета, не является получателем бюджетных средств, в том смысле, который вкладывается в этот термин ст. 6 БК РФ. Согласно ст. 6 БК РФ получателем бюджетных средств является либо орган государственной власти, либо орган местного самоуправления, либо бюджетное учреждение. Юридические и физические лица - товаропроизводители не относятся ни к одной из перечисленных категорий, поэтому получателями бюджетных средств быть признаны не могут. Такого же мнения придерживается Минфин РФ в своих разъяснительных письмах по этому вопросу.
В случае выявления нарушений, в частности, нецелевого использования бюджетных средств, получатель субсидий должен возвратить полученные им бюджетные средства в порядке, установленном в соглашении о получении субсидий. Но если средства уже потрачены не по целевому назначению, а иных ресурсов для возврата у субъекта малого и среднего предпринимательства нет, то вернуть средства очень сложно. В этом смысле интересен тот факт, что применение иных мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства для получателей субсидий фактически невозможен, так как ответственность несет получатель бюджетных средств, каковым получатель субсидий не является. Для получателя субсидий применима только одна мера принуждения за нецелевое использование субсидий - их изъятие, так как штраф налагается на руководителя организации получателя бюджетных средств.