Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции (Р↓С) являются:
. увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (Р↑VВП);
. сокращение затрат на ее производство (Р↓З) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.
Величина резервов может быть определена по формуле:
где Св, Сф - соответственно возможный и фактический уровень себестоимости изделия; Зд - дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции.
Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий.
Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.
Экономию затрат по оплате труда (Р↓ЗП) в результате внедрения организационно-технических мероприятий можно рассчитать умножив разность между трудоемкостью изделий до внедрения (УТЕ0) и после внедрения (УТЕ1) соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда (ОТ) и на количество планируемых к выпуску изделий (VВП пл):
Р↓ЗП += (УТЕ1 - УТЕ0) х ОТпл х VВП пл.
Сумма экономии увеличится на процент отчислений от фонда оплаты труда, включаемых в себестоимость продукции (отчисления в фонд социальной защиты населения, фонд занятости, на содержание детских дошкольных учреждений, чернобыльский налог и др.).
Резерв снижения материальных затрат (Р↓МЗ) на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других оргтехмероприятий можно определить следующим образом:
Р↓МЗ = (УР1 - УР0) х VВП пл х Цпл,
где УР0, УР1 - расход материалов на единицу продукции соответственно до и после внедрения организационно-технических мероприятий; Цпл - плановые цены ан материалы.
Резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, передачи в долгосрочную аренду и списания ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин, оборудования (Р↓ОПФ) определяется умножением первоначальной их стоимости на норму амортизации (ПА):
Р↓А = ∑ (Р↓ОПФi х НАi).
Резервы экономии накладных расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, сокращения потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев и др.
Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производства продукции подсчитываются отдельно по каждому его виду. Это в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему производства продукции. Для установления их величины необходимо резерв увеличения выпуска продукции i-го вида умножить на фактический уровень удельных переменных затрат:
Зд = Р↑VВПi х biф.
Например фактический выпуск хлеба "Дарницкий" 0,8кг составляет 5040 тыс.т., резерв его увеличения - 160 т.; фактическая сумма затрат на производство всего выпуска - 22680 млн. руб.; резерв сокращения затрат по всем статьям - 816 млн. руб.; дополнительные переменные затраты на освоение резерва увеличения производства продукции - -96 млн. руб. (160х3,1 млн. руб.). Отсюда резерв снижения себестоимости единицы продукции:
Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции, а при необходимости и по каждому организационно-техническому мероприятию, что позволяет полнее оценить их эффективность.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (Рисунок 3 )
Рисунок 3. Блок-схема источников резервов увеличения прибыли от реализации продукции
Для определения резервов роста прибыли по первому источнику
(Таблица 10) необходимо резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида: