Дорожное хозяйство
представляет собой один из крупнейших сегментов общественного достояния России. Без дорожной сети не могут быть реализованы статьи Конституции Российской Федерации, в которых гарантируются права на свободу передвижения граждан, на свободное перемещение товаров и услуг, единство экономического пространства.
Важную роль играют автомобильные дороги в решении социальных задач, реализации приоритетных национальных проектов. Существенно усиливается роль автомобильных дорог с активизацией участия России в глобальном развитии мировой экономики.
В последние годы оживление производства и повышение доходов населения привели к резкому увеличению парка автотранспортных средств, объемов грузовых и пассажирских перевозок автотранспортом.
Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации, развитие автодорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития страны и обеспечивать потребности в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации.
Дорожное хозяйство России
является единым производственно-хозяйственным комплексом, который включает в себя автомобильные дороги общего пользования и инженерные сооружения на них, а также организации осуществляющие:
· проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог;
· проведение научных исследований, подготовку кадров;
· изготовление и ремонт дорожной техники;
· добычу и переработку нерудных строительных материалов;
· иную деятельность, связанную с обеспечением функционирования и развитием автомобильных дорог.
В состав дорожного хозяйства входят свыше 3000 учреждений и предприятий различных форм собственности. Численность работающих в дорожном хозяйстве и сопутствующих отраслях составляет порядка 750 тысяч человек.
Автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, подразделяются:
автомобильные дороги общего пользования
:
Относящиеся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги федерального значения).
Протяженность сети автомобильных дорог федерального значения по оперативным данным на 01.01.2008 года составляет 47,3
тыс. км.
При этом на них приходится свыше 40 % объемов грузоперевозок автомобильным транспортом, в том числе практически 100 % международных автомобильных грузоперевозок.
Относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения).
Автомобильные дороги регионального значения обеспечивают межрегиональные и межрайонные автотранспортные связи, подъезды к городским и сельским поселениям.
Протяженность сети автомобильных дорог регионального значения по оперативным данным на 01.01.2007 года составляет 527,2
тыс. км.
Относящиеся к собственности муниципальных образований, предназначенные для решения вопросов местного значения или вопросов местного значения межмуниципального характера (автомобильные дороги местного значения, за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения), включая относящиеся к собственности.
Протяженность автодорог, попадающих в сферу ответственности муниципальных органов управления, оценивается в 544,3
тыс. км.
Относящиеся к частной и иным формам собственности
.
Общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения Российской Федерации (то есть дорог, находящихся в государственной собственности) в новой классификации оценивается в 1145
тыс. км.
Наличие развитой и благоустроенной сети дорог является обязательным условием поступательного социально-экономического развития России.
В настоящее время уровень развития автомобильных дорог в России резко отстаёт от растущей потребности в автомобильных перевозках и от темпов роста автомобилизации населения и отраслей национальной экономики.