Опережающий рост автомобильного парка, по сравнению с ростом протяжённости автодорожной сети, приводит к росту интенсивности движения и, как следствие, к увеличению загрузки дорог и ухудшению условий движения на них.
Среднегодовые темпы прироста автомобильного парка в целом за период 1991 - 2007 гг. в Российской Федерации составили 10%, в то время как среднегодовые темпы прироста протяжённости сети автомобильных дорог общего пользования за этот же период составили лишь 1 %). В течение последних десяти лет количество автомобилей увеличилось с 50 до 120 единиц на 1000 жителей и в 2010 г. составит 250 - 270 единиц на 1000 жителей.
В ближайшие годы Россия пройдёт ключевой рубеж автомобилизации общества - 170 автомобилей на 1000 жителей, что на практике будет означать - с этого уровня пропускная способность существующей улично-дорожной сети (УДС) не обеспечивает движение транспортных потоков в эффективном режиме, что вызывает необходимость в форсированном развитии дорожной сети. В целом, отечественные автомагистрали отстают в своём развитии от магистралей в странах-членах Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) на 40 -50 лет.
Рост уровня автомобилизации, увеличение объёмов грузовых и пассажирских перевозок, и, как следствие, рост интенсивности движения, требуют и соответствующего развития сети автомобильных дорог.
Более 50% протяжённости автомобильных дорог общей сети имеют недостаточную прочность дорожного покрытия. Доля дорог I - III категорий от всей протяжённости дорог общего пользования очень невелика - около 24 %.
Низкий технический уровень, несоответствие параметров дорог интенсивности движения и структуре транспортного потока, и, как следствие, перегрузка многих участков дорог, приводят к снижению средней скорости движения (средние скорости движения в России более чем вдвое ниже, чем в европейских странах), вследствие чего не реализуются эксплуатационные качества современных автомобилей.
Около 39 тыс. населённых пунктов Российской Федерации до сих пор не имеют связи с транспортной системой страны по автодорогам с твёрдым покрытием, вследствие чего около 10% населения страны оказывается отрезанным от транспортных коммуникаций в осенний и весенний периоды.
Сегодня около трети протяженности федеральных автомобильных дорог работают в режиме перегрузки, особенно на подходах к крупным городам. Слаборазвитая дорожная сеть стала оказывать негативное влияние на экономику страны, сдерживая мобильность населения и развитие целого ряда богатых природными ресурсами регионов.
Следует отметить, что одной из важнейших причин кризисных явлений в дорожной отрасли является её систематическое недофинансирование. Эффективность осуществления дорожной политики в решающей мере зависит от возможностей финансового обеспечения развития всего дорожного комплекса.