При формировании расходов бюджета применяется система бюджетных нормативов.
Нормативный метод формирования расходов весьма прост, удобен и заключается в следующем: норматив в стоимостном выражении умножается на натуральный показатель.
В советское время использовались, по большей части, директивно установленные бюджетные нормативы, что было возможно при всеобъемлющем государственном установлении цен и тарифов.
В современных условиях меняется идеология бюджетного нормирования, в основу которой положены социальные стандарты, поэтому необходимы научные исследования и методологические разработки по данному направлению.
Следует отметить значительный вклад специалистов Академии бюджета и казначейства в исследование данного вопроса. Однако, учитывая, что их рекомендации были опубликованы в 1999 году, новейший период в бюджетной практике, связанный с практическим действием Бюджетного Кодекса РФ, выдвигает новые проблемы, требующие дополнительного исследования.
В применении социальных стандартов и бюджетных нормативов, прежде всего, важен правовой аспект. В ст. 65 Бюджетного кодекса РФ установлено, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
Федеральным законом от 5 августа 2000 года №116-ФЗ эта норма излагается в новой редакции, которая вводится в действие со дня введения в действие Федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах: «Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности».
Под минимальными государственными социальными стандартами
(МГСС), согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, понимаются услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.
Все бюджеты должны составляться и исполняться на основе приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением МГСС.
МГСС основаны на положениях основного закона страны - Конституции РФ, в ст. 7 которой определено, что «Российское государство есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Именно в Конституции РФ определяются основные социальные гарантии, которые положены в основу разработки МГСС.
Система МГСС предполагает решение таких важнейших задач, как:
· обеспечение удовлетворения важнейших потребностей человека в основных материальных благах и социально-бытовых услугах; укрепление единого социального пространства РФ и выравнивание социального развития на территории ее субъектов;
· нормативное обеспечение формирования и использования средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов на социальные нужды;
· совершенствование межбюджетных отношений и поддержки местных бюджетов;