территориальный финансирование бюджет дефицит
Работа по формированию бюджета субъекта РФ по доходам включает три важнейших направления:
- расчет прогнозируемых сумм мобилизации контингентов всех видов доходов;
- распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;
- определение взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих бюджетов в части предоставления финансовой помощи (дотаций, субвенций) и выравнивания бюджетной обеспеченности (через фонд финансовой поддержки - трансферты).
Важнейший этап по формированию доходов субъекта РФ - прогнозирование налоговых поступлений. Роль налоговых поступлений в структуре доходов бюджетов субъектов РФ весьма велика. В условиях перехода к рыночной экономике произошли кардинальные изменения в прогнозировании налоговых поступлений. Отсутствие плановых показателей по прибыли, налогооблагаемой базе, по другим видам налогов существенно изменило методы планирования платежей в бюджет. Этапы работы по расчету контингентов доходов бюджета субъекта РФ, прежде всего налоговых поступлений, можно представить в такой последовательности.
Налоговый исполнительный орган субъекта доводит до финансового исполнительного органа субъекта РФ обобщенные сведения о текущих поступлениях налоговых и других доходов за отчетный период, предшествующий началу работы над бюджетом следующего года (для оперативного анализа, в качестве определенной базы для расчетов) в географическом разрезе. Территориальные налоговые службы получают эту информацию от местных налоговых инспекций.
Финансовый исполнительный орган субъекта РФ получает от соответствующего исполнительного органа субъекта прогнозируемые на следующий (планируемый) год и среднесрочную перспективу макроэкономические показатели, определяющие объем доходов, прежде всего налоговых платежей. К основным макроэкономическим показателям относят: объем производства в регионе; объем прибыли, создаваемой в отраслях хозяйства; размер фонда оплаты труда; объем товарооборота и др. По важнейшим налогам, формирующим основу доходов бюджета субъекта РФ, составляются специальные расчеты, например «Прогноз налога на прибыль на … год».
На основании полученных данных исполнительный финансовый орган субъекта РФ прогнозирует контингенты налоговых и других доходов и сообщает их в виде установочных показателей местным финансовым управлениям. В современных условиях для повышения обоснованности планирования доходов бюджета субъекта РФ резко возрастает значение аналитической работы. Исследуется весь спектр факторов, влияющих на объем платежей в бюджет.
Территориальные финансовые управления параллельно ведут работу по прогнозированию контингентов доходов на своей территории (субъекта РФ) совместно с налоговым ведомством. База для расчетов - основные параметры прогноза социально-экономического развития на следующий год и среднесрочную перспективу, составной частью которого являются показатели, определяющие объем платежей в бюджет по соответствующим налогам.
Кроме данных о налогооблагаемой базе необходимо располагать сведениями об особенностях налогообложения в планируемом году: изменении ставок, введении или отмене льгот и т.д.
Разграничение налоговых поступлений по уровням бюджетной системы осуществляется в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством и статьями закона о федеральном бюджете на очередной год.
Далее на примере налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц рассмотрим методику расчетов налогов к проекту бюджета субъекта РФ - области.
Расчеты поступлений НДС. Здесь необходимо вспомнить, что добавленная стоимость в экономическом смысле представляет собой сумму, в составе которой:
- прибыль;
- фонд оплаты труда и начисления на него;
- амортизационные отчисления;
- прочие элементы добавленной стоимости.
Указанные показатели рассчитываются на основе прогнозируемых темпов роста ВВП и его отдельных элементов. Плановый показатель суммы льгот определяется по сводным расчетам исходя из сложившихся пропорций при мобилизации налога с учетом предполагаемых изменений в плановом периоде. В расчете используются установленная ставка налога, а также ставка, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта Федерации. Расчетная сумма налога корректируется на коэффициент сбора налога, который определяется по материалам анализа отчетных показателей за текущий год.
В основу расчетов налогооблагаемой базы по налогу на прибыль закладывается прогнозируемая на планируемый год прибыль, которая корректируется на изменения, вносимые в порядок формирования налогооблагаемого дохода, например начисления и отражения в расходах амортизационных отчислений, отнесения расходов на затраты по производству продукции и ряд других изменений.