Методика определения объёма продаж при запланированной сумме прибыли для многономенклатурных предприятий состоит в следующем.
1. Объём продаж в стоимостном выражении, соответствующий запланированной величине прибыли (Вп), определяется по формуле:
Вп = (3пост + П)/Дм0 * В0, (3.11)
где В0 - объём реализации в базисном периоде, руб.;
Дм0 - маржинальный доход в базисном периоде, руб.
2. Объём продаж в натуральном выражении, необходимый для получения запланированной прибыли (Кпi), равен:
Кпi = К * кi , (3.12)
К = (3пост + П)/Дм;
кi - объём продаж i-го изделия в натуральном выражении, ед.
Используя данные таблицы 1 и условие, согласно которому запланированная сумма прибыли должна составить 1 300 руб. (до её налогообложения), определим объём продаж в стоимостном выражении, соответствующий запланированной величине прибыли.
Вп = (3пост + П)/Дм0 * В0
Вп = (4 000 + 1 380)/13 800 * 48 000 = 18 713,04 руб.
Рассчитаем индекс роста маржинального дохода (К) по плану по отношению к базисному периоду.
К = (3пост + П)/Дм
К = (4 000 + 1 380)/13 800 = 0,39
Тогда можно определить величину объёма продаж в натуральном выражении по каждому виду выпускаемой и реализуемой продукции, чтобы получить запланированную сумму прибыли:
Кпi = К * кi
КпА = 0,39 * 100 = 39 ед.
КпБ = 0,39 * 160 = 62,4 ед.
КпВ = 0,39 * 200 = 78 ед.
КпГ = 0,39 * 40 = 15,6 ед.
Проведя проверку, подставляя запланированный объём продаж, получаем запланированную прибыль.
Таблица 4. Проверка правильности расчёта объёма продаж, соответствующего запланированной величине прибыли
Показатели |
А |
Б |
В |
Г |
Всего | ||||
Ед. |
Итого |
Ед. |
Итого |
Ед. |
Итого |
Ед. |
Итого | ||
1. Выручка от реализации |
54 |
2 106 |
60 |
3 744 |
21 |
1 638 |
720 |
11 232 |
18 720 |
2. Переменные затраты |
30 |
1 170 |
45 |
2 808 |
12 |
936 |
540 |
8 424 |
13 338 |
3. Маржинальный доход |
24 |
936 |
15 |
936 |
9 |
702 |
180 |
2 808 |
5 382 |
4. Общие пост. расходы |
4 000 | ||||||||
5. Прибыль |
≈ 1 382 |
Для того, чтобы предприятие получило запланированную прибыль в размере 1 380 рублей, необходимо производить продукцию А объёмом не менее 39 единиц, продукцию Б объёмом не менее 62 единиц, продукцию В объёмом не менее 78 единиц, продукцию Г объёмом не менее 16 единиц.