В настоящее время происходит процесс реформирования бюджетного процесса, в т.ч. и в таможенных органах как бюджетополучателях, по следующим направлениям:
) переход от сметного к целевому формированию бюджета - от индексации сложившихся затрат к их определению по схеме «цели - задачи - показатели достижения целей и решения задач - затраты на реализацию программы - расходы по ведомству»;
) внедрение среднесрочного трехлетнего бюджетного планирования.
В рамках концепции «управления результатами» осуществляется смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в условиях четких среднесрочных ориентиров. Другими словами, происходит переориентация деятельности таможенных органов с «освоения» выделенных им ассигнований на достижение конечных, общественно значимых и измеряемых результатов.
Переход от сметного к целевому формированию бюджета заключается в структурировании деятельности таможенных органов по программам, направленным на решение тактических задач. Реализация стратегической цели и тактических задач, стоящих перед таможенными органами, осуществляется в рамках федеральных и ведомственных целевых программ.
Программная деятельность ФТС России предполагает четкое разделение и оптимальное сочетание федеральных целевых программ как инструмента экономической политики государства и ведомственных целевых программ как инструмента бюджетного планирования.
Распределение бюджетных средств производится с помощью группировки статей функциональной классификации расходов и их увязки с достижением указанных программ. За исходное значение при определении объема финансирования, необходимого для реализации каждой программы, принимается текущий уровень финансирования по статьям бюджета, на основе которого формируется бюджет программ. По каждой программе определяется объем текущих и капитальных затрат, связанных с реализацией программы.
Текущий объем рассчитывается, исходя из численности должностных лиц таможенных органов, участвующих в реализации каждой программы, их фонда оплаты труда и необходимых социальных выплат, расходов, связанных с содержанием служебных помещений, оплатой коммунальных услуг, исходя из занимаемых таможенными органами площадей, материально-технического обеспечения и прочих расходов.
Финансирование таможенных органов осуществляется на основании ст. 403 Таможенного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 28-02.1994 г. №173 "Об утверждении Положения о внебюджетном Фонде развития таможенной системы РФ", в котором единственным источником финансирования расходов на развитие и содержание таможенной службы РФ предусмотрен Фонд развития таможенной системы РФ (ФРТС). С 1997 г. ФРТС консолидирован в федеральный бюджет, то есть суммы, поступающие в ФРТС, считаются доходами бюджета. Операции с целевыми фондами проводятся через главное управление Федерального казначейства. Финансирование за счет средств федерального бюджета РФ составляет всего около 0,2% от общего объема финансирования таможенной службы России и включает только расходы на содержание центрального аппарата ГТК России, научно-исследовательские работы и образование.
Несмотря на инфляционный рост цен, падение объемов производства и жесткие условия бюджетного финансирования, ГТК РФ удается не только сохранить достигнутый уровень ресурсного обеспечения таможенной службы, но и направить значительные финансовые средства на ее развитие и материально-техническое обеспечение.
В то же время выделение региональным таможенным управлениям (таможням) денежных средств на содержание зависит от выполнения ими планов по наполнению доходной части федерального бюджета. Расходы на эти цели, как правило, устанавливаются в начале года, но в течение отчетного года могут корректироваться в зависимости от выполнения или невыполнения конкретным таможенным управлением этих планов.