Планы экономического и социального развития таможенной отрасли должны быть сбалансированы по стоимостным, материально-вещественным и трудовым показателям. Это обеспечивается в процессе финансового планирования. Его основными задачами являются:
· определение общей величины финансовых ресурсов, получаемых таможенной службой в планируемый период;
· расчет потребности в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения предусмотренных планами мероприятий для решения производственных и социальных задач, а также определение источников этих ресурсов;
· количественная регламентация взаимоотношений отрасли с финансовой, кредитной и другими системами.
Планы развития таможенного дела могут быть признаны обоснованными только в том случае, если намеченные в них мероприятия полностью обеспечены финансовыми ресурсами. В процессе финансового планирования выявляются резервы снижения издержек производства, что позволяет в максимальной степени использовать все ресурсы производства.
Финансовое планирование осуществляется на всех уровнях управления отраслью, включая ГТК России, региональные таможенные управления, таможни.
Основные формы финансового планирования:
) годовой финансовый план или контрольное задание по формированию доходной части федерального бюджета Российской Федерации;
) годовой финансовый план по формированию Фонда развития таможенной системы РФ за счет источников, установленных таможенным законодательством;
) план по доходам, получаемым таможенными органами от реализации конфискатов.
Планы по формированию доходной части федерального бюджета РФ и Фонда развития таможенной системы РФ утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на конкретный год и носят директивный характер.
Годовой финансовый план по формированию доходной части федерального бюджета РФ в разрезе региональных таможенных управлений и таможен утверждается ФТС РФ с разбивкой по кварталам и видам доходов: таможенные пошлины; акцизы; налог на добавленную стоимость.
План по формированию доходной части федерального бюджета РФ составляется ФТС РФ на основании представляемых региональными таможенными управлениями сводных планов по таможням. При планировании учитываются следующие факторы: ставки пошлин; ставки акцизов; ставки НДС; грузопотоки; пассажиропотоки.
Как правило, для выполнения планового задания необходимо:
¾ сосредоточить усилия таможенных органов на более полном сборе таможенных платежей;
¾ обеспечить внедрение автоматизированного контроля начисления и уплаты таможенных платежей;
¾ обеспечить действенный контроль за принятием и исполнением банковских гарантий, обеспечивающих уплату таможенных платежей, усилить работу с банками, включенными в реестр банковских учреждений, выступающими гарантами по уплате таможенных платежей;
¾ разработать и внедрить типовые схемы производства досмотра. Обеспечить, используя для этого различные формы, 100-процентный досмотр товаров, облагаемых наивысшей ставкой налога;
¾ разработать и внедрить упрощенные схемы таможенного контроля;
¾ продолжить работу по контролю за прохождением таможенных платежей через банковские учреждения.