Любой субъект хозяйствования прибегает к анализу в любой форме для принятия решений по оптимизации достижения поставленных целей, повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения предприятия. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам.
Так, анализ деятельности предприятия основывается на детальном рассмотрении некоторых показателей: объёма произведенной продукции, себестоимости продукции, прибыли, рентабельности, финансовой устойчивости и платёжеспособности. Рассмотрим эти показатели и проведем анализ [15].
Анализ объема произведенной продукции. Объем произведенной продукции - это основной показатель, характеризующий деятельность предприятия. Объем произведенной продукции крайне важен для установления нормированных статей затрат - расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.
По своему экономическому содержанию объем произведенной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
Анализ начинается с изучения динамики выручки от реализации продукции, расчета темпов роста. Этот анализ показывает, как изменился объем оказания услуг за определенное количество лет [16]. Динамика выручки от реализации продукции представлена в табл. 2.3.
Таблица 2.3. Динамика выручки от реализации продукции
Показатели |
Ед. изм. |
2008 |
2009 |
2010 |
Темп роста, % | |
2009 к 2008 |
2010 к 2009 | |||||
Выручка от реализации товаров,продукции,работ,услуг |
Млн.руб |
75 829,0 |
84 602,0 |
96 454,0 |
111,6 |
114,0 |
Налоги,включаемые в выручку от реализации товаров,продукции, работ, услуг |
Млн.руб |
2 514,0 |
2 511,0 |
2 832,0 |
99,8 |
112,8 |
Выручка от реализации товаров,продукции,работ,услуг(за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) |
Млн.руб |
73 315,0 |
82 091,0 |
93 622,0 |
119,7 |
114,0 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании [15]
Из таблицы 2.3. видно, что за последние три года наблюдается тенденция роста выручки предприятия. В 2009г. по сравнению с 2008г. выручка увеличилась на 11,6 %, а в 2010г. по сравнению с 2009г. - на 14 %.
Это связано с тем, что продукция филиала пользуется стабильным спросом на рынках стран дальнего зарубежья, а военные предприятия РФ с каждым годом размещают заказы все в больших и больших объемах, что в свою очередь вызвано увеличением бюджетного финансирования таких предприятий.