Таким образом, можно констатировать, что УСН на основе патента (и, соответственно, положения ст. 346.25.1 НК РФ) не способствуют ее широкому внедрению и применению. Это можно объяснить, в частности, слишком большим числом различных ограничений для тех, кто намерен пользоваться этим спец. режимом.
В целях более широкого распространения применения УСН на основе патента, как представляется, эффективными будут следующие меры:
а) Увеличение количества наемных работников с пяти до, например, десяти человек;
б) Расширение списка видов деятельности, осуществляя которые предприниматель вправе претендовать на применение УСН на основе патента;
в) Отмена территориального ограничения действия патента;
г) Направление платежей по уплате патента в местные, а не в региональные бюджеты, поскольку муниципалитеты, на которые ложится основная нагрузка по развитию малого бизнеса, не заинтересованы в развитии патента;
д) Сокращение количества лет, по истечении которых налогоплательщик вправе вернуться на патентную УСН после утраты права на ее применение с трех до, например, двух лет, а то и до одного года;
е) В налоговом законодательстве необходимо закрепить право предпринимателя на возврат части платы за патент в случае приостановления (прекращения) предпринимательской деятельности по исключительным основаниям, например, при утрате профессиональной трудоспособности.
Возможны и уместны и другие меры и мероприятия. Однако представляется, что самым кардинальным шагом в деле реформирования системы патентов и, соответственно, развития малого предпринимательства в России могло бы стать качественное расширение состава лиц, которые вправе применять УСН на основе патента, путем включения в этот состав «простых» физических лиц, которые не имеют статуса индивидуального предпринимателя.
Заключение
Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации, которая регламентирует порядок исчисления и уплаты налога плательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, введена в действие с 1 января 2003 г. С тех пор в нее постоянно вносятся изменения, направленные на совершенствование налогообложения небольших организаций и индивидуальных предпринимателей, для которых эта глава и предназначена.
Увеличен с 11 млн до 15 млн руб. предельный размер доходов, позволяющих налогоплательщикам переходить на упрощенную систему налогообложения, а размер доходов, необходимый для сохранения права на ее применение, - с 15 млн до 20 млн руб. Законодательно закреплено право некоммерческих организаций на применение упрощенной системы налогообложения, ранее оспариваемое налоговыми органами. Значительно расширен перечень расходов, учитываемых налогоплательщиками, которые применяют указанный специальный режим налогообложения.
Организации и индивидуальные предприниматели получили право уменьшать налоговую базу по уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения налогу на расходы по строительству и иному возведению объектов недвижимости. До этого они могли учитывать расходы по приобретению основных средств только в результате покупки. В то же время указанные расходы должны учитываться только при приобретении объектов основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу в соответствии с положениями гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. А это значит, что, например, расходы по приобретению земельных участков при налогообложении учитываться не будут.