Управление сосредоточивает внимание на решении двух проблем:
воздействие на контролируемые факторы;
осуществление деятельности в условиях действия неконтролируемых факторов, которые могут повлиять на устойчивость предприятия.
Таким образом, решается задача использования потенциального позитивного влияния и уменьшения потенциального негативного воздействия на предприятие. Управление должно постоянно проводить оценку и анализ факторов экономической среды, при этом в процесс данного анализа должны вовлекаться все уровни управления с целью охвата наиболее полного объема информации.
Особым моментом первой стадии процесса сметного управления является объективная оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия, для осуществления которой практически все компании за рубежом прибегают к помощи независимых аудиторов. В ходе этого анализа происходит классификация сильных и слабых сторон по принципу принадлежности их к долгосрочному или краткосрочному потенциалу.
К сильным сторонам деятельности предприятия можно отнести такие:
. Квалификационный (качественный) состав занятых;
. Устойчивое финансовое положение;
. Правильно построенная, налаженная и согласованная работа управленческих структур.
Основными слабыми сторонами могут явиться:
. Недостаточно инновационная и решительная маркетинговая стратегия предприятия;
. Большой процент возврата реализованной продукции в связи с ее недоброкачественностью;
. Недостаточное внимание долгосрочным социальным проблемам и др.
Учет данных рекомендаций в планах предприятия является существенным моментом системы управления его деятельностью.
Разработка общих задач предприятия, являющаяся вторым этапом системы сметного управления прибылью, входит в обязанность высшего звена управления, которое осуществляет эту деятельность на основе результатов оценки факторов воздействия и анализа сильных и слабых сторон деятельности предприятия. В формулировке общих целей в обобщенном виде находит выражение «предназначение» существования данной организации. Это своеобразный фундамент, на основе которого происходит развитие предприятия. Формулировка основных направлений развития должна носить долгосрочный характер, т.е. имеется в виду, что в перспективе предприятие должно осуществлять деятельность в соответствии со сформулированными задачами.
. Одна из основных целей развития любого российского предприятия - это поддержание на высоком уровне его репутации для внешних партнеров. Внешнее положение предприятия должно характеризоваться высокими этическими качествами, честностью действий всех представителей предприятия с клиентами, высоким качеством выполняемых работ и услуг, реальной оценкой своих возможностей.
. Постоянно увеличивать объемы реализации посредством расширения ассортимента выпускаемой продукции и проникновения на новые рынки сбыта.
. Посредством выпуска и реализации только качественной продукции стремиться увеличить число постоянных покупателей и клиентов.
. Обеспечить желаемый уровень прибыли на инвестированный акционерами капитал, что будет в конечном счете способствовать расширению и более динамичному развитию предприятия.
. Увеличение вклада предприятия в решение общественных программ, в систему подготовки и переподготовки кадров, цель которых - улучшение социального и экономического состояния работающих.