• Финансы предприятия
  • Финансовый анализ предприятия
  • Финансовые вычисления
  • Финансовая политика организации

Мое меню

  • Финансы предприятия
  • Финансовый анализ предприятия
  • Финансовые вычисления
  • Финансовая политика организации
  • Управление оборотным капиталом организации
  • Сущность бюджетирования
  • Материалы

Понятие и виды государственного долга

Деятельность государства в качестве заемщика приводит к образованию государственного долга.

Под государственным долгом понимаются совокупные долговые обязательства страны.

При проведении правильной кредитной политики государство может аккумулировать значительные временно свободные денежные средства населения и предприятий, направляя их на выполнение своих функций.

Оценивая значение государственного кредита для бюджетной сферы необходимо помнить, что необходимость погашения государственного долга:

. требует изыскания дополнительных ресурсов, которые могут быть получены либо за счет новых займов, либо за счет введения новых налогов;

. отвлекает часть бюджетных доходов от производительного использования для погашения основной части долга и процентов.

Государственный долг характеризует эффективность всех кредитных операций, совершенных государством. Абсолютная величина и динамика государственного долга отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга оказывают влияние ежегодные операции в сфере государственного кредита, в том числе:

. получение новых кредитов, размещение новых займов;

. погашение ранее привлеченных кредитов и размещенных займов.

Принципы классификации государственного долга

1. По уровню власти - заемщику различают:

·государственный долг

- совокупные долговые обязательства центрального правительства;

·общегосударственный долг

- совокупные долговые обязательства органов государственной власти всех уровней.

2. По срокам образования и погашения различают:

·капитальный государственный долг

- все непогашенные долговые обязательства государства, включая начисленные проценты;

·текущий государственный долг

- долговые обязательства, включая начисленные проценты, срок погашения которых наступает в текущем периоде.

3. По валюте займа различают:

·внешний государственный долг

- совокупные долговые обязательства государства в иностранной валюте;

·внутренний государственный долг

- совокупные долговые обязательства в национальной валюте.

4. По юрисдикции кредитора различают:

·внешний государственный долг

- совокупные долговые обязательства государства перед кредиторами, находящимися под юрисдикцией другой страны;

·внутренний государственный долг

- совокупные долговые обязательства перед гражданами и предприятиями своей страны.

За последние 35 лет внутренний государственный долг нашей страны увеличился во много раз, достигнув к началу 2005 года суммы 778,47 млрд. руб. против суммы 40,0 млрд. руб. в 1970 г. Такое положение в сфере государственного кредита отражает общее кризисное состояние финансов, проявляющееся в первую очередь в нарастающих бюджетных трудностях, увеличивающемся дефиците государственного бюджета.

Объем внутреннего государственного долга РФ показан в таблице 1.

Таблица 1

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

По состоянию на

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.

всего

в т.ч. государственные гарантии в валюте Российской Федерации

01.01.1993

3,57

0,08

01.01.1994

15,64

0,33

01.01.1995

88,06

2,14

01.01.1996

187,74

7,46

01.01.1997

364,46

17,24

01.01.1998

490,92

3,47

01.01.1999

529,94

0,88

01.01.2000

578,23

0,82

01.01.2001

557,42

1,02

01.01.2002

533,51

0,02

01.01.2003

679,91

8,62

01.01.2004

682,02

5,58

01.01.2005

778,47

12,93

01.01.2006

875,43

18,86

01.01.2007

1064,88

31,23

01.01.2008

1301,15

46,68

01.01.2009

1499,82

72,49

01.01.2010

2094,73

251,36

Перейти на страницу:
1 2 3

2025 - www.financejump.ru