Деятельность государства в качестве заемщика приводит к образованию государственного долга.
Под государственным долгом понимаются совокупные долговые обязательства страны.
При проведении правильной кредитной политики государство может аккумулировать значительные временно свободные денежные средства населения и предприятий, направляя их на выполнение своих функций.
Оценивая значение государственного кредита для бюджетной сферы необходимо помнить, что необходимость погашения государственного долга:
. требует изыскания дополнительных ресурсов, которые могут быть получены либо за счет новых займов, либо за счет введения новых налогов;
. отвлекает часть бюджетных доходов от производительного использования для погашения основной части долга и процентов.
Государственный долг характеризует эффективность всех кредитных операций, совершенных государством. Абсолютная величина и динамика государственного долга отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга оказывают влияние ежегодные операции в сфере государственного кредита, в том числе:
. получение новых кредитов, размещение новых займов;
. погашение ранее привлеченных кредитов и размещенных займов.
Принципы классификации государственного долга
1. По уровню власти - заемщику различают:
·государственный долг
- совокупные долговые обязательства центрального правительства;
·общегосударственный долг
- совокупные долговые обязательства органов государственной власти всех уровней.
2. По срокам образования и погашения различают:
·капитальный государственный долг
- все непогашенные долговые обязательства государства, включая начисленные проценты;
·текущий государственный долг
- долговые обязательства, включая начисленные проценты, срок погашения которых наступает в текущем периоде.
3. По валюте займа различают:
·внешний государственный долг
- совокупные долговые обязательства государства в иностранной валюте;
·внутренний государственный долг
- совокупные долговые обязательства в национальной валюте.
4. По юрисдикции кредитора различают:
·внешний государственный долг
- совокупные долговые обязательства государства перед кредиторами, находящимися под юрисдикцией другой страны;
·внутренний государственный долг
- совокупные долговые обязательства перед гражданами и предприятиями своей страны.
За последние 35 лет внутренний государственный долг нашей страны увеличился во много раз, достигнув к началу 2005 года суммы 778,47 млрд. руб. против суммы 40,0 млрд. руб. в 1970 г. Такое положение в сфере государственного кредита отражает общее кризисное состояние финансов, проявляющееся в первую очередь в нарастающих бюджетных трудностях, увеличивающемся дефиците государственного бюджета.
Объем внутреннего государственного долга РФ показан в таблице 1.
Таблица 1
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации | ||
По состоянию на |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб. | |
всего |
в т.ч. государственные гарантии в валюте Российской Федерации | |
01.01.1993 |
3,57 |
0,08 |
01.01.1994 |
15,64 |
0,33 |
01.01.1995 |
88,06 |
2,14 |
01.01.1996 |
187,74 |
7,46 |
01.01.1997 |
364,46 |
17,24 |
01.01.1998 |
490,92 |
3,47 |
01.01.1999 |
529,94 |
0,88 |
01.01.2000 |
578,23 |
0,82 |
01.01.2001 |
557,42 |
1,02 |
01.01.2002 |
533,51 |
0,02 |
01.01.2003 |
679,91 |
8,62 |
01.01.2004 |
682,02 |
5,58 |
01.01.2005 |
778,47 |
12,93 |
01.01.2006 |
875,43 |
18,86 |
01.01.2007 |
1064,88 |
31,23 |
01.01.2008 |
1301,15 |
46,68 |
01.01.2009 |
1499,82 |
72,49 |
01.01.2010 |
2094,73 |
251,36 |