Управление государственным долгом должно быть системным и требует формирования специальной стратегической программы. Стратегия управления государственным внешним долгом должна быть нацелена на смягчение пиков платежей, улучшение структуры долга, снижение затрат на его обслуживание, приведение величины долга в соответствие с возможностями страны по его обслуживанию и погашению.
Стратегическая программа уменьшения чрезмерного государственного внешнего долга должна быть согласована с методами управления государственным внешним долгом и с методами управления государственным бюджетом в целом, размерами его дефицита и регулированием общей экономической ситуации в стране.
На первый план выходят следующие методы регулирования государственного внешнего долга:
· сбалансирование налоговых и неналоговых доходов бюджета и эмиссионной деятельности с размерами государственного долга, его динамикой, имея в виду стабилизацию и возможность уменьшения государственного внешнего долга;
· определение и использование стабилизационных инструментов с целью управления динамикой долга;
· возможность рефинансирования задолженности государства;
· меры по реструктуризации государственного внешнего долга;
· уменьшение расходов по обслуживанию государственного внешнего долга с учетом инфляционного обеспечения основной суммы долга и затрат на его обслуживание;
· сокращение государственных расходов;
· использование источников валюты для погашения и обслуживания внешней задолженности;
· контроль за заимствованиями на региональном уровне;
· контроль за заимствованиями субъектов хозяйствования.
Российская Федерация может выйти из долговой зависимости за счет собственных средств. Однако нужно грамотно оценивать масштабы и возможности реструктуризации долга, целесообразность рефинансирования внешнего долга за счет новых займов, возможности и условия привлечения внутренних займов и другие вопросы. В целях более уверенного управления государственным внешним долгом может быть создан государственный фонд погашения долга. Основной задачей таких фондов будет ответственное и упорядоченное погашение государственного внешнего долга. Вместе с тем фонды погашения могут иметь инвестиционный портфель, используемый для управления ликвидностью и максимизации доходов по ценным бумагам. Подготовка такой программы требует системной работы квалифицированных специалистов.
Основная задача реформирования и развития системы управления государственным внешним долгом заключается в усилении государственного влияния и контроля за государственным долгом и заимствованиями, а так же постепенном снижении зависимости федерального бюджета Российской Федерации от ситуации на мировых рынках капитала.
Оптимизация стоимости обслуживания государственного внешнего долга и сохранение объема государственного внешнего долга на экономически безопасном уровне требует решения в процессе управления государственным внешним долгом следующих задач:
§ повышение эффективности государственных заимствований на внешнем рынке;
§ оптимизация структуры и стоимости обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
§ обеспечение принятия экономически обоснованных решений в области управления государственным долгом и государственными заимствованиями;
§ развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом.
На решение этих задач может быть направлено создание и совершенствование следующих элементов системы управления государственным внешним долгом:
1. Совершенствование правовых основ в области управления долгом.
2. Создание единой и централизованной организационной структуры и четких механизмов управления ГВД.
. Создание единых системы учета ГВД и базы данных по учету ГВД.
. Создание единой системы анализа рисков в области управления долгом и финансового предварительного и последующего анализа долговых операций и заимствований.
. Формирование интегрированной и унифицированной системы стратегического планирования в сфере управления ГВД и оценки эффективности заимствований.