. Совершенствование механизмов взаимодействия управления ГВД с системой кассового исполнения федерального бюджета.
. Создание системы и механизмов взаимодействия (включая межведомственные и внутриведомственные процедуры) управления государственным долгом, денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными резервами.
Учитывая большое влияние «долгового фактора» на социально-экономическое развитие страны, а также возможные политические и финансовые последствия в случае возникновения кризисной ситуации, в процессе проведения заемной политики Российская Федерация должна опираться на следующие принципы:
Общие принципы:
- обеспечение экономической безопасности РФ;
- единство внутренней и внешней заемной и долговой политики как части финансово-бюджетной политики РФ;
- координация на этапах формирования и реализации заемной и долговой политики Правительства РФ с денежно-кредитной политикой Банка России;
- диверсификация источников и методов заимствований;
- транспарентность принятия решений и информационная открытость в вопросах формирования заемной политики и политики по управлению ГВД.
Финансово-экономические принципы:
- обеспечение экономической и финансовой эффективности и экономической целесообразности заимствований;
- использование заимствований на цели покрытия дефицита федерального бюджета;
- поддержка вторичного рынка долговых обязательств, эмитированных Российской Федерацией.
Административные и организационные принципы:
- единство планирования внутренних и внешних заимствований как неотъемлемой части бюджетного процесса и бюджетной политики РФ;
- разграничение полномочий и ответственности государственных исполнительных и законодательных органов власти, а также контролирующих органов в сфере формирования и реализации заемной и долговой политики;
- законодательное ограничение ежегодного объема заимствований, а также утверждение в форме принятия федерального закона предельных размеров государственного внешнего долга;
- регулярная оценка и мониторинг результатов заимствований и операций по погашению и обслуживанию ГВД;
- регулярный анализ и активное управление рисками, связанными с государственными заимствованиями и структурой ГВД.
Выводы
Проблема повышения эффективности управления государственным внешним долгом остается актуальной. Управление государственным долгом - важная составляющая при формировании параметров бюджета и их реализации. Необходимо создать единую систему управления государственным внешним долгом Российской Федерации, включающую всеобъемлющую и унифицированную систему учета государственных долговых обязательств, выработку и реализацию единой стратегии управления государственным внешним долгом.
Единая система управления государственным внешним долгом должна обеспечивать соответствие уровня государственного долга и его структуры экономическим возможностям страны по обслуживанию и погашению финансовых обязательств, а при возникновении потребностей государства в заемных средствах - их удовлетворение на максимально выгодных для страны условиях.
Заключение
В современных условиях наличие значительного по величине государственного внешнего долга является неотъемлемым атрибутом экономического развития целого ряда государств. В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга.
В одних случаях увеличение внешней задолженности сопровождается позитивными изменениями в национальном хозяйстве, в большинстве других - превращается в непосильную ношу для экономик этих стран.
Как показывает мировой опыт, чрезмерные уровни государственного внешнего долга ведут к повышению процентных ставок и могут отрицательно сказаться на реальных объемах производства. Долг, выраженный в иностранной валюте, связан с особым риском, и чрезмерная зависимость от долга, выраженного в иностранной валюте, способна привести к давлению на обменный курс и (или) напряженности в денежно-кредитной сфере в том случае, если инвесторы не пожелают рефинансировать задолженность правительства в иностранной валюте.