Возросшая в связи с мировым финансово - экономическим кризисом, нестабильность мировых финансовых и товарно-сырьевых рынков еще больше усугубляет положение суверенных должников, существенно уменьшая их возможности по обслуживанию внешних обязательств.
Начало 90-х в России ознаменовалось переходом страны к активному осуществлению внешних займов. В тоже время этот процесс дополняется экспансией внутреннего долга. И в результате таких процессов Российская Федерация оказалась одним из крупнейших должников мира со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Однако отказ от исполнения взятых на себя обязательств, в сложившихся обстоятельствах, нельзя признать оптимальным решением данного вопроса. Найти выход из данной ситуации, сохранив при этом занимаемые на международной арене позиции - в этом состоит одна из важнейших задач деятельности российского правительства.
Решение данного вопроса подразумевает не только урегулирование текущих требований иностранных кредитов (решение тактических задач), но и одновременно реализацию государственной программы экономического развития страны, которая наилучшим образом способствовала бы сокращению размеров внешнего долга.
Основными задачами по управлению государственным внешним долгом в ближайшее время будут являться:
· сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
· оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
· оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
· рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
· повышение эффективности использования заемных средств.
Решение этих задач требует проведения на постоянной основе анализа состояния и изменения объема и структуры государственного внешнего долга России. В связи с этим, осознание фундаментальных истоков проблемы, ошибок обусловивших ее эволюцию и изучение зарубежного опыта урегулирования подобных вопросов, представляется весьма актуальным и объективно необходимым для успешного разрешения проблемы внешней задолженности.
Приложения
Укрупненная структура государственного внешнего долга в период с 2000 по 2010 гг. (на начало года, млрд. долларов США)
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Задолженность по кредитам правительств иностранных государств |
60,8 |
63,6 |
56,8 |
52,4 |
54,7 |
53,9 |
30,8 |
8,3 |
5,5 |
4,7 |
4,1503 |
задолженность странам - участницам Парижского клуба |
42,8 |
46,1 |
42 |
44,7 |
47,7 |
47,5 |
25,2 |
3,1 |
1,8 |
1,4 |
0,9998 |
задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб |
3,7 |
3,7 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,5 |
3,3 |
2,2 |
1,9 |
1,8204 |
задолженность бывшим странам СЭВ |
14,3 |
13,8 |
11,2 |
4,1 |
3,4 |
2,8 |
2,1 |
1,9 |
1,5 |
1,4 |
1,3301 |
Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм |
35 |
5,9 |
6 |
3,4 |
3,8 |
2,2 |
1,1 |
0,8 |
0,7 |
1,2 |
0,8305 |
задолженность кредиторам Лондонского клуба |
29 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
коммерческая задолженность |
6 |
5,9 |
6 |
3,4 |
3,8 |
2,2 |
1,1 |
0,8 |
0,7 |
1,2 |
0,8305 |
Задолженность по кредитам международных финансовых организаций |
19,4 |
16,2 |
14,9 |
13,9 |
12,1 |
9,7 |
5,7 |
5,5 |
5 |
4,6 |
3,7939 |
Государственные ценные бумаги |
26,8 |
47,2 |
45,2 |
46,2 |
43 |
42,4 |
38,6 |
37 |
33,1 |
29,5 |
28,015 |
еврообл-е займы |
15,7 |
36,4 |
35,3 |
37 |
35,7 |
35,3 |
31,5 |
31,9 |
28,6 |
27,7 |
26,24 |
задолженность по ОВГВЗ |
11,1 |
10,8 |
9,9 |
9,2 |
7,3 |
7,1 |
7,1 |
4,9 |
4,5 |
1,8 |
1,7753 |
Задолженность по кредитам Центрального банка Российской Федерации |
6,4 |
6,4 |
6,4 |
6,2 |
6,2 |
5,9 |
0,3 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,8814 |
Государственный внешний долг Российской Федерации - всего: |
148,4 |
139,3 |
129,3 |
122,1 |
119,8 |
114,1 |
76,5 |
52 |
44,9 |
40,6 |
37,671 |