Из таблицы 2.1 видно, что на фоне отрицательного сальдо по бюджетным ссудам, полученным из федерального бюджета и выплатам по субфедеральным ценным бумагам, единственным способом покрытия реального финансирования дефицита по итогам 2008 года стали прочие (банковских) заимствования, а также изменение остатков средств на счетах.
Таблица 2.2. Источники финансирования дефицита региональных консолидированных бюджетов
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |||||
Млрд. руб. |
% к дефициту |
Млрд. Руб. |
% к дефициту |
Млрд. руб. |
% к дефициту |
Млрд. руб. |
% к дефициту | |
Дефицит |
5979,7 |
100,00 |
19874,7 |
100,00 |
31989,9 |
100,00 |
12667,8 |
100 |
1. Изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в рублях |
71,2 |
1,19 |
634,5 |
3,19 |
-4620,6 |
-14,44 |
1112,3 |
4,40% |
2. Субфедеральные и муниципальные ценные бумаги |
н.д. |
- |
3564,4 |
17,93 |
5602,3 |
17,51 |
519 |
-3,88% |
3. Бюджетные ссуды, полученные от вышестоящего бюджета |
1058,5 |
17,70 |
5154,9 |
25,94 |
17016,8 |
53,19 |
895,5 |
-25,94% |
4. Прочие внутренние заимствования |
4894,2 |
81,85 |
10544,2 |
53,05 |
14208,6 |
44,42 |
10140,9 |
125,42% |
При расчете долговой нагрузки региональных бюджетов дополнительно следует учитывать накопленный объем обязательств по гарантиям, не включаемых в официальную статистику бюджетной задолженности. По данным Счетной Палаты, рассчитанным на основе выборки 68 российских регионов, к 1 июля 2007 г. объем финансовых гарантий превышал 50% от суммарного объема иных долговых обязательств субъектов федерации. (Таблица 2.3).